Собирая материал для проекта, я наткнулась в своем семейном альбоме на старенький листок из школьной тетради. В нем – обращение моей мамы к внуку, моему старшему сыну, накануне окончания школы. Я сомневалась, стоит ли включать его в работу, ведь это обращение носит личный характер.
Решила все-таки включить, поскольку оно наглядно демонстрирует связь поколений и дает благословение на пробу крыльев поколению молодому.
«Внуку Алексею от бабушки.
Я рада, внучек, за тебя,
Что вырос ты и возмужал,
Ведь ты уже почти мужчина!
Красивый, дерзкий, непокорный,
Но я люблю тебя такого!
Мне грустно, внучек, оттого,
Коль ты уже почти мужчина,
Не взять мне на руки тебя,
И не прижать к груди.
Не спеть мне песенку тебе,
И сказку не прочесть,
Как это было раньше.
Ты будешь взрослым, сильным,
А я стара и немощна, но помни:
Мысли и душа моя
Всегда в том направлении,
Где ступит твердая нога твоя,
И сердце застучит сильнее.
Вас восемь внуков у меня.
И всеми я горжусь.
Сегодня очередь твоя
Принять благословение
На труд, учебу, на любовь –
Пусть даже понемножку,
Но буду рядом я с тобой,
Я так люблю тебя,
Алёшка!»
Судьба моих родителей – судьба людей достойных. Всю жизнь работали, приносили пользу Родине. Вырастили четырех детей – три сына и дочь, у них восемь внуков, пять правнуков.
Вырасти в такой семье, куда всегда хочется вернуться, - значит, получить от судьбы самый большой подарок. И не беда, если в юности эта семья казалась тесной, и хотелось вылететь из нее поскорее. Ведь гнезда насильно не удерживают птенцов, созревших к полету. Они отпускают их, дают им взмыть, насладиться простором и ждут… ждут их возвращения вновь и вновь.
Наши родители довольно рано позволили нам принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Мои три старших брата и я до земли кланяемся матери и отцу. Собственным примером они учили нас жить так, чтобы не было стыдно перед людьми. Учили не завидовать и никогда не унижать других, не лгать и не лицемерить. Мы старались построить свои семьи по их образу и подобию. Не мне судить, но кажется, у нас это получилось. Мы живем в другое время, не испытываем голода и холода, но едва ли можно сказать, что жизнь легка. Это я к тому, что у каждого времени свои трудности, и, несмотря на них, мы стараемся оставаться людьми при любых обстоятельствах.
Старший из моих братьев, Баранов Олег Михайлович, после окончания школы служил в армии. Трудовую деятельность начинал в родном селе, электриком совхоза «Шаранайский». Затем закончил Читинский политехнический институт, 35 лет отработал на Ясногорской ГРЭС, пройдя путь от рядового электрика до начальника смены электростанции. Вместе с женой, Ольгой Анатольевной, вырастили сына и дочь и принимают участие в воспитании внучки.
Баранов Андрей Михайлович, второй брат, после окончания школы также закончил Читинский политехнический институт, и по распределению был направлен в Амурскую область, в город Благовещенск. За 40 лет работы от рядового электрика «ДальАмурЭнерго» прошел путь до генерального директора ООО «Кабельная арматура». Как руководитель имеет в коллективе железный авторитет и пользуется заслуженным уважением. Вырастил двух сыновей, имеет внучку.
Третий из моих братьев, Баранов Николай Михайлович, получил несколько специальностей – электросварщика, шофера, столяра. Свою трудовую деятельность начинал, как и старший брат, в родном селе. Вырастил сына и дочь. Имеет внука.
Три моих брата – внимательные, заботливые сыновья, мужья, отцы и деды. У них, как и у папы, золотые руки – они умеют всё.
У меня выросли двое прекрасных сыновей, есть внук и внучка. Уже 37 лет я работаю библиотекарем в нашем селе.
Когда подрастали наши дети, почти все свободное время они проводили у дедушки с бабушкой. В семейном альбоме очень-очень много фотографий, где папа рядом с внуками. Они ходили за ним «хвостиком», а он не уставал отвечать на бесконечные «почему?», не уставал объяснять и рассказывать, а знал он много, обладал почти энциклопедическими знаниями. Ни один вопрос внуков не оставался без ответа. Глубокая привязанность к деду сохранилась, и когда наши дети стали взрослыми. Тепло, которое папа отдавал своим внукам, вернулось к нему сторицей.
Руки отца никогда не знали покоя. Всегда он что-то мастерил, ремонтировал. Наверное, в селе нет ни одного дома, где не было бы чайника, стиральной и швейной машины, холодильника, духовки или электрической плиты, отремонтированных его руками. А в его саду-огороде росли и яблоки, и вишня, слива, смородина, малина, ранетки, арбузы, не говоря про овощи. Папа всегда с удовольствием делился со всеми секретами их выращивания.
Он никого и никогда не осуждал, и, даже если человек был ему неприятен, он не говорил о нем плохих слов, и запрещал делать это нам. «Надо смотреть сначала на себя, а потом говорить о других» - это правило он пронес через всю жизнь.
Надо сказать, что чем старше мы становились, тем больше понимали, как важна для нас поддержка отца, его советы и мнение. Никогда мы с такой жадностью не впитывали в себя его слова, как сейчас.
И еще один важный момент: всех нас научили любить книгу и чтение. Маме с папой уже далеко за восемьдесят лет, у них плохое зрение, но до сих пор они не хотят расставаться с книгой. Папа даже умудряется читать с лупой, а мама проработала много лет библиотекарем в нашем селе.
Несмотря на скудный семейный бюджет, родители выписывали нам в детстве много журналов: «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Вокруг света», «Юность», «Мурзилка», «Пионер», «Костер». Книги же были неотъемлемой частью нашей жизни.
Братья до сих пор предпочитают чтение другим видам досуга. А для меня работа с книгой и вовсе стала профессией. Мои сыновья, уже взрослые и самостоятельные люди, в круговороте сегодняшней жизни уделяют чтению не так много времени, но недавно я увидела на столе у старшего сына раскрытую книгу Э.Хемингуэя «Старик и море». Спросила: «ТЫ читаешь?» «Да» - ответил.
Младший сын предпочитает литературу философского характера. Не так давно мы не сошлись во мнении по поводу книги Гордеева А.Н. «Бесконечная книга». В ней – рассуждения и выводы из рассуждений об устройстве мироздания, о внутреннем мире человека, о смысле человека и человечества, о том, каков должен быть человек, чтобы называться человеком. « Спорно, очень спорно», сказал сын. И добавил - «Но интересно».
Моя внучка учится в школе на «отлично», очень любит читать. Внук - дошкольник, но просто обожает, когда ему читают вслух, сам же, рассматривая иллюстрации в непрочитанной книге, фантазирует и сочиняет свои истории.
Наш отец научил нас всему, что человеку нужно в жизни – трудиться, любить, уважать людей, приносить пользу Родине. Самое главное, что передал наш дед нашему отцу, а отец передал нам, мы – нашим детям и внукам – не растерять человечности и никогда не терять человеческого достоинства.
«Любой род умирает и прекращается, как только мы наследуем лишь имя, не унаследовав прославивших его добродетелей», - сказал французский проповедник Жан Батист Массильон.
Заканчивая свой исследовательский проект, я увидела настоящую, не придуманную историю страны через призму своей семьи.
Стараясь оценить нашу жизнь объективно и непредвзято, я отчетливо понимаю: наследуя свою фамилию, потомки Барановых хорошо усвоили понятие «фамильная честь», обязывающее твердо помнить, чей он сын, внук, правнук, ибо осознание своих корней становится мощным сдерживающим фактором: я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на нее пятном. Это самое важное.
Когда я начала писать эту работу, папа был жив и энергичен. Он «сгорел» за месяц. Мои братья и я не отходили от него ни на минуту, но помочь ему ничем не смогли. 16 августа 2024 года папы не стало. Он умер на руках сына. Когда уходит из жизни родной человек, с ним исчезает целый мир, и, кажется, что меркнет солнце. Горечь утраты для нас огромна.
Наш отец оставил на земле добрый след. Он останется в нашей жизни навсегда – в наших душах и мыслях.
Закончить свою работу я хотела бы словами замечательного писателя Бориса Васильева: «Корневая система каждого человека без всякого исключения бесконечно велика, представляя собой арифметическую прогрессию с множителем «2». У каждого из нас ДВА родителя (отец и мать), ЧЕТЫРЕ (2+2) деда плюс бабки, ВОСЕМЬ пра…, ШЕСТНАДЦАТЬ прапра…, ТРИДЦАТЬ ДВА прапрапра…, и так далее. Поняли, куда я гну? Я гну в землю, стремясь напомнить, что корни человека заведомо больше его кроны хотя бы потому, что в кроне своей он волен, а в корнях нет».
Деятельность библиотеки в Год семьи
в рамках программы
«Семью сплотить сумеет мудрость книг»
Сегодня никто не будет спорить, что в большинстве российских семей книга не значится в ряду главных ценностей. Основное место в их жизни занимает телевидение, интернет, компьютерные игры.
Но известно также и то, что только читающее общество является обществом мыслящим, только чтение может сформировать социально ценного человека.
Поэтому важнейшая роль в формировании и укреплении семьи и личности в семье всегда принадлежала чтению, в том числе чтению в библиотеке. Грамотность семейного чтения слагается из трех компонентов: грамотности детей, грамотности родителей, и умения взрослых по обучению детей.
Работа с семьей – одно из важнейших направлений работы библиотеки. Именно библиотека – одно из наиболее доступных звеньев системы воспитания, образования и организации досуга.
Книга и библиотека – связующее звено в духовном единении семьи.
С целью « сдружить» семью вокруг книги и с помощью книг была разработана программа «Семью сплотить сумеет мудрость книг».
Цели:
- Возрождение традиций и значимости семейного чтения.
- Приобщение к чтению детей и взрослых, сохранение интереса к книге.
1.Создание пространства для диалога ребенка и взрослого. 2.Оказание консультативной помощи родителям в руководстве детским чтением.
План предполагал проведение цикла мероприятий, направленных на развитие ребенка, формирование круга семейного чтения. В ходе реализации плана использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, использовались разные способы вовлечения семей в работу.
Это позволило родителям лучше понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, наполнить содержанием минуты духовного общения и вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения.
В библиотеке:
оформлена книжная выставка «Мир семьи от «А» до «Я»;
проведено анкетирование «Чтение в вашей семье»;
подготовлены памятка для родителей «Семейное чтение» и рекомендательный список литературы «Лучшие книги вашему ребенку».
Формы мероприятий использованы разные, например:
Беседа – диалог с родителями «О доброй традиции замолвите слово»: история и традиции семейного чтения», где библиотекарь рассказала о том, как в России зародилась и развивалась эта традиция, а родители поделились мыслями о значимости чтения в развитии личности как залога жизненного успеха;
Игры-ситуации «Друг за друга мы в ответе».
Мероприятие в форме игр-ситуаций – лучший способ объединиться и улучшить отношения между детьми и родителями, лучше узнать своего ребенка. «Назови ласково», «Какая мама, когда вы (заболели, не выучили уроки, помогли по дому, грубите)», «Какой ребенок, когда вы (заболели, грустите, ругаетесь)», «Дети в роли взрослых и взрослые в роли детей» -такие игры-ситуации действительно позволили родителями детям стать ближе и лучше понять друг друга. Участие приняли 3 семьи.
Творческий конкурс «Цветок моей семьи».
Семья - как цветок, сердцевиной которого является любовь. Каждый лепесток – член семьи, и чем больше лепестков, тем красивее цветок. Сформировать образ своей семьи в виде цветка и рассказать о каждом ее члене – такая задача стояла перед участниками конкурса. Участие приняли 3 семьи. Победителя определить было трудно. Все справились на «отлично».
Конкурс детского рисунка «Семейный портрет с книгой». Дети постарались показать, какое место занимает книга в их семьях, любят ли в доме чтение.
Семейный конкурс «Чтение + фантазия».
Семьям предложено самим выбрать произведение, с которым они будут работать. По условию конкурса необходимо было прочитать сказку, рассказ, или стихотворение в кругу семьи, и - начать фантазировать: сделать поделку, нарисовать рисунок или написать продолжение.
Участие приняли 3 семьи.
Акция «Письмо моей семье».
Иногда бывает трудно выразить свою любовь словами. Но так хочется, чтобы сын или дочь, мама или папа об этом знали. Помочь в этом могут письма.
Родители и дети в письмах друг к другу должны написать самые теплые и добрые слова и пожелания, вспомнить самые счастливые моменты своей жизни, а потом обменяться письмами.
По-видимому, письма были действительно теплыми, потому что на глазах мам выступили слезы, а дети были самыми счастливыми.
В акции приняли участие 2 семьи.
Выводы:
Реализация исследовательского проекта «Все начинается с семьи» дала возможность:
- показать влияние истории России на историю моей семьи;
- сохранить для потомков «человеческое измерение истории» и показать значимость истории семьи в жизни каждого человека;
-распространить положительный опыт семейного воспитания.
Реализация программы «Семью сплотить сумеет мудрость книг» послужила:
-улучшению духовного климата в семье;
-повышению уровня мотивации семейного чтения;
-увеличению количества библиотечных мероприятий для детей и родителей и количества посещений;
-повышению компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.