•                      
  •      
    
  

История одной станции

                Среди бескрайних Забайкальских степей и голых сопок, вдоль железной дороги, продуваемая всеми ветрами, какие только может представить себе человеческое воображение, примерно в 1899 году расположилась наша станция Бырка, или как называют её буряты (коренное население нашего края) Бэрхэ - земля смелых людей. Именно с этого года началась летопись небольшой железнодорожной станции, которая в разные годы славилась и своими тружениками, и воинами - победителями, и добрыми делами.

         1905 год. В это нелегкое для России время по территории Оловяннинского района была проложена железная дорога, вдоль которой и появились небольшие станции с башнями водоснабжения. Так зародилась и станция Бырка. О суровости климата наших мест говорить не приходится, это было известно во все времена.  Но несмотря ни на что, больше столетия строилась наша станция, заселялась людьми под стать климату, такими же суровыми и добрыми, приветливыми и гостеприимными.

1918 год.  В годы революции, когда по всему Забайкалью злобствовали семеновские банды, на станции Бырка было много чехов, японцев, которые воевали против Красной Армии. Японцы охраняли железнодорожный мост, который и сейчас проложен через речку Тургу, по которому не должны были проехать эшелоны красноармейцев. Но 1921 году, после того, как семеновцы  взорвали одну часть железнодорожного моста, Красная Армия после кровопролитных боев прогнала всех врагов в Маньчжурию. И после этого не наступило мирного времени на многострадальной земле. Бырка стала пересылочным пунктом. Со станции отправляли в ссылку раскулаченных, вывозили людей в товарных вагонах в неизвестном направлении.

1930 год. После расширения функций железной дороги и строительства второй колеи станция начала новую жизнь. Рабочим и их семьям начали строить жилье (бараки), построили баню. Также вблизи станции Бырка расположились две воинские части: артиллеристская и авиационная (артиллерийская часть простояла до 2020 года). В этом же году было построено очень нужное и важное предприятие «Заготзерно» ( в дальнейшем переименовано в «Хлебоприемное предприятие»). Сколько зерна привозили сюда в хлебоуборочную страду! Казалось, можно было накормить всю Россию.

1937 год. Станция Бырка растет, преумножая свои богатства. Строится небольшая уютная школа. Первым директором школы стал Вольнийков Николай Иванович. В новой школе 12 декабря 1937 прошли выборы в Верховный Совет СССР.

1941-1945 г.г. Великая Отечественная война. Сколько слез и горя принесла она почти в каждый дом. И маленькая станция не осталась в стороне от всенародного горя. Со станции Бырка было призвано сто тридцать пять человек. Не вернулись с разных фронтов 36 человек.  В 1981 году жителями был воздвигнут памятник погибшим односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Но те, кто вернулся с войны, вдохнули в станцию новую жизнь: построили клуб, сельскую библиотеку.

1955 год. И вновь растет и множится маленькая железнодорожная станция.  На основании приказа Начальника штаба ЗабВО №8 от 06.07.1955г.  комиссия в составе председателя, старшего лейтенанта Солдатова П.В. и членов - майора Бондаренко И.П., представителя военпроекта, капитана Ирзак И.С., составила акт о том, что комиссия произвела выбор участка под строительство центральной усадьбы военного совхоза № 8, расположенного в 2-х км.от ст.  Бырка. Акт был утвержден начальником тыла ЗабВО, генерал-майором Дементьевым 02.09.1955 года. Начали строить дома, появилось много рабочих мест, люди приезжали на строительство военного совхоза из всех уголков нашей страны.

1960-1980-е годы. Славные годы для станции Бырка! Построили молочно-товарную ферму, где содержалось большое поголовье скота, сепараторную, маслобойку. Работники фермы: скотники, доярки не только обеспечивали воинские части молочной продукцией, но и сдавали её государству. Две прославленные доярки- Кириллова Людмила Романовна и Козлова Анна Степановна - были награждены медалями и поездкой на ВДНХ в г. Москва в 1976 году. Распахивали пашни, выращивали зерновые: пшеницу, овес, ячмень; всевозможные овощи: картофель, капусту, морковь. Появилось много предприятий: Быркинское хлебоприемное предприятие, магазины Райпо, ОРСа, топливный склад.

         Наши дни. Кажется и нет уже маленькой станции с её водонапорной башней. Появилось  сельское поселение «Уртуйское», в которое входит два поселка - п. Уртуйский и ст. Бырка. В некогда славном степном месте теперь уже не так многолюдно, весело. Не гремят маслобойки, нет МТФ, не слышно кнута пастуха ранним утром. Самым культурным центром станции Бырка теперь является школа, которой руководит директор Марина Владимировна  Иванова. Совместно с библиотекой в школе проводятся все большие массовые мероприятия, потому что в поселении нет клуба. Но несмотря на невзгоды, поселение продолжает жить. В нашем поселении проживают 42 человека, которые удостоены высокого звания «Ветеран труда».  

Станция Бырка расположена в степной местности. И правду говорят, наверно, что у всех в детстве была и трава зеленей, и небо голубей. Кто-то хочет жить где-то у моря, кто-то в горах, лесах. Да, это красивые места, но наши беспредельные просторы, наши сумасшедшие ветра, наши не очень урожайные земли мы будем любить всегда.

Весна. Раннее утро. Встает заря. Степь уже проснулась.  Весеннее утро наполнилось звонким птичьим пеньем и дурманящим запахом трав. Родная степь.  Цветов еще почти никаких нет. Лишь изредка колосится серебром ковыль. Идет неспешно на водопой стадо коров. Высоко в небе клокочут птицы. Какая-то необъяснимая радость и счастье рвутся наружу из сердца! И в эти моменты, кажется, что жить будешь вечно.

Наша степь и дальше будет стоять такая же гордая, свободная и открытая всем ветрам. И еще ни одному поколению подарит свой степной характер.

История одной станции

                Среди бескрайних Забайкальских степей и голых сопок, вдоль железной дороги, продуваемая всеми ветрами, какие только может представить себе человеческое воображение, примерно в 1899 году расположилась наша станция Бырка, или как называют её буряты (коренное население нашего края) Бэрхэ - земля смелых людей. Именно с этого года началась летопись небольшой железнодорожной станции, которая в разные годы славилась и своими тружениками, и воинами - победителями, и добрыми делами.

         1905 год. В это нелегкое для России время по территории Оловяннинского района была проложена железная дорога, вдоль которой и появились небольшие станции с башнями водоснабжения. Так зародилась и станция Бырка. О суровости климата наших мест говорить не приходится, это было известно во все времена.  Но несмотря ни на что, больше столетия строилась наша станция, заселялась людьми под стать климату, такими же суровыми и добрыми, приветливыми и гостеприимными.

1918 год.  В годы революции, когда по всему Забайкалью злобствовали семеновские банды, на станции Бырка было много чехов, японцев, которые воевали против Красной Армии. Японцы охраняли железнодорожный мост, который и сейчас проложен через речку Тургу, по которому не должны были проехать эшелоны красноармейцев. Но 1921 году, после того, как семеновцы  взорвали одну часть железнодорожного моста, Красная Армия после кровопролитных боев прогнала всех врагов в Маньчжурию. И после этого не наступило мирного времени на многострадальной земле. Бырка стала пересылочным пунктом. Со станции отправляли в ссылку раскулаченных, вывозили людей в товарных вагонах в неизвестном направлении.

1930 год. После расширения функций железной дороги и строительства второй колеи станция начала новую жизнь. Рабочим и их семьям начали строить жилье (бараки), построили баню. Также вблизи станции Бырка расположились две воинские части: артиллеристская и авиационная (артиллерийская часть простояла до 2020 года). В этом же году было построено очень нужное и важное предприятие «Заготзерно» ( в дальнейшем переименовано в «Хлебоприемное предприятие»). Сколько зерна привозили сюда в хлебоуборочную страду! Казалось, можно было накормить всю Россию.

1937 год. Станция Бырка растет, преумножая свои богатства. Строится небольшая уютная школа. Первым директором школы стал Вольнийков Николай Иванович. В новой школе 12 декабря 1937 прошли выборы в Верховный Совет СССР.

1941-1945 г.г. Великая Отечественная война. Сколько слез и горя принесла она почти в каждый дом. И маленькая станция не осталась в стороне от всенародного горя. Со станции Бырка было призвано сто тридцать пять человек. Не вернулись с разных фронтов 36 человек.  В 1981 году жителями был воздвигнут памятник погибшим односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Но те, кто вернулся с войны, вдохнули в станцию новую жизнь: построили клуб, сельскую библиотеку.

1955 год. И вновь растет и множится маленькая железнодорожная станция.  На основании приказа Начальника штаба ЗабВО №8 от 06.07.1955г.  комиссия в составе председателя, старшего лейтенанта Солдатова П.В. и членов - майора Бондаренко И.П., представителя военпроекта, капитана Ирзак И.С., составила акт о том, что комиссия произвела выбор участка под строительство центральной усадьбы военного совхоза № 8, расположенного в 2-х км.от ст.  Бырка. Акт был утвержден начальником тыла ЗабВО, генерал-майором Дементьевым 02.09.1955 года. Начали строить дома, появилось много рабочих мест, люди приезжали на строительство военного совхоза из всех уголков нашей страны.

1960-1980-е годы. Славные годы для станции Бырка! Построили молочно-товарную ферму, где содержалось большое поголовье скота, сепараторную, маслобойку. Работники фермы: скотники, доярки не только обеспечивали воинские части молочной продукцией, но и сдавали её государству. Две прославленные доярки- Кириллова Людмила Романовна и Козлова Анна Степановна - были награждены медалями и поездкой на ВДНХ в г. Москва в 1976 году. Распахивали пашни, выращивали зерновые: пшеницу, овес, ячмень; всевозможные овощи: картофель, капусту, морковь. Появилось много предприятий: Быркинское хлебоприемное предприятие, магазины Райпо, ОРСа, топливный склад.

         Наши дни. Кажется и нет уже маленькой станции с её водонапорной башней. Появилось  сельское поселение «Уртуйское», в которое входит два поселка - п. Уртуйский и ст. Бырка. В некогда славном степном месте теперь уже не так многолюдно, весело. Не гремят маслобойки, нет МТФ, не слышно кнута пастуха ранним утром. Самым культурным центром станции Бырка теперь является школа, которой руководит директор Марина Владимировна  Иванова. Совместно с библиотекой в школе проводятся все большие массовые мероприятия, потому что в поселении нет клуба. Но несмотря на невзгоды, поселение продолжает жить. В нашем поселении проживают 42 человека, которые удостоены высокого звания «Ветеран труда».  

Станция Бырка расположена в степной местности. И правду говорят, наверно, что у всех в детстве была и трава зеленей, и небо голубей. Кто-то хочет жить где-то у моря, кто-то в горах, лесах. Да, это красивые места, но наши беспредельные просторы, наши сумасшедшие ветра, наши не очень урожайные земли мы будем любить всегда.

Весна. Раннее утро. Встает заря. Степь уже проснулась.  Весеннее утро наполнилось звонким птичьим пеньем и дурманящим запахом трав. Родная степь.  Цветов еще почти никаких нет. Лишь изредка колосится серебром ковыль. Идет неспешно на водопой стадо коров. Высоко в небе клокочут птицы. Какая-то необъяснимая радость и счастье рвутся наружу из сердца! И в эти моменты, кажется, что жить будешь вечно.

Наша степь и дальше будет стоять такая же гордая, свободная и открытая всем ветрам. И еще ни одному поколению подарит свой степной характер.