Среда, 13 Дек 2017, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
.
Главная | Казачество в истории Забайкалья (часть 1) | Регистрация | Вход
Меню

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социальные сети
Ещё:


 
Казачество в истории Забайкалья.
(часть 1)


1. К вопросу   освоения Забайкальского  края.
2.   Служилое сословие Забайкалья.
3.  Служебная деятельность.




1. К вопросу  исторических основ освоения Забайкальского  края.

Государство в конце XVI начале XVII века знает  что  в Сибири есть серебро и золото на землях новых и неосвоенных. Для повышения экономического благосостояния необходимо серебро и  серебряные деньги. Медная монета имеет слабое хождение в других государствах, к тому – же ее надо много по соотношению к весу монеты из серебра. Поэтому поисковые экспедиции в Сибирь следуют одна за другой. Снаряжаются они за счет государственных средств, вкладывают свои деньги и средства богатые промышленники и служилое сословие.  Дорога сюда дальняя и надо идти с теплой одеждой, хлебом и порохом несколько лет из Московии. Изучаются отписки и скаски казаков, ведут расспросы о далекой земле «Шибир».
Нерасторопность служилых людей вызывала недовольство местной администрации. Выговаривая Курбату Иванову его упущения по службе, якутский воевода П. П. Головин писал осенью 1643 г.: «То все зделалось твоим нерадением, прибыли государеве казне нет, и не про которые земли про Мунгал, про Китайское царьство неведомо» (ЦГАДА, ф. Якутская приказная изба, оп. 3, 1644—1645 гг., д. № 100, л. 10).
Первые сведения о владениях даурского князя Лавкая якутская администрация получила в начале 40-х годов. Максим Перфильев летом 1640 г., основываясь на рассказах бурятов, указывал их место в памяти толмачу Кондратию Мясину: «А верхнева волока поплавные воды, сказывали, плыть дни с 4 или 5 до князя Лавкая» (ЦГАДА, ф. Якутская приказная изба, оп. 3, 1640 г., д. № 9, л. 1).
Особый интерес администрации к Лавкаю был вызван тем, что, по словам местного населения, именно в его владениях находились залежи серебряной руды.
И живут мунгальские кочевые скотоводы и земли  хорошие, и пастбища хорошие, и скота много прибыльного. Из первых сведений лета 1640 года от Перфильева по рассказам местных жителей  получил толмач Кондратий Мясин.
В мае 1641 года когда раскрылись от льда реки Стольники и воеводы Петр Петрович Головин да Матвей Богданович Глебов, да диак Еуфимей Филатов велели итти березовскому пятидесятнику Мартыну Васильеву да десятнику Оксену Оникееву вверх Лены-реки к братцким людей и к неясачным тунгусам, а с ними тобольских, березовских и енисейских служилых людей 50 человек. Служилые люди получили задачи: в Китайское государьство которою рекою ходят, и сколько судового ходу, или сухим путем до Китайского государьства городов, и Шилка-река сколько от них далеча, и Лавкай-князец1, которой живет на Шилке, сколь далеча от них живет, и серебряная руда на Шилке и медяная далеча ль от Лавкаява улусу, и какой хлеб на Шилке-реке родитца, и куды Шилка-река устьем впала — в Ламу ли или в Большое море, и сухим путем сверх Лены-реки на Шилку-реку до князца Лавкая в сколько ден мощно поспеть, и судовой ход Ламою до Шилки-реки есть ли, и в сколько ден на Шилку судами поспеть мошно,Живут даурские «конные» люди, бой у них лучной, язык у них свой… Якутские воеводы Петр Головин  и Матвей Глебов  решили предпринять поход на верхоленских и братских бурят, «чтобы укрепясь в их стране быть ближе  к забайкальскому серебру» в  1641 году.[ 1. с. 33]
1641 г. ранее сентября. — Отписка ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова о прииске служилыми людьми новых земель по рекам Витиму, Цыпирю и проч. и о слухах про инородцев, обитающих по Шилке на границе Китайского государства.
В  148 году,  июля, государь, в 27 день на Тунгуске реке пришол  Енисейской служилой человек Максимко Перфильев, с ним служилых людей 13 человек и сказал: в 147 году ходил  Максимко с Лены из Олекомского острожку для поиску и проведыванья новых землиц неясачных людей, вверх по Витиму реке, а служивых  людей и промышленых было  36 человек. Аманат  Комбойко Пекиевых и иные Тунгусы рассказали: живет  вверх по Витиму  Даурской князец Ботога с товарыщи, а ходу до князца Ботоги от усть Котомары реки водяным путем по Витиму реке месяц, а живет де он Ботога на Витиме реке, на усть Карги реки, на одном месте улусами; а юрты де, государь, у того князца Ботоги рубленые, и скота де, государь, у того князца Ботоги всякого и соболя много, и серебро де у него Батоги есть, а то де, государь, он серебро Ботога и камки покупает на Шилке реке у князца Лодкоя; а от Батоги  вверх по Витиму реке и до Яравни озера, по обе стороны Витима реки, Доурские конные многие люди, а бой де, государь, у них лучной, а язык де, государь, у них свой, с Якутцким и с Тунгуским языком не сходитца; да от Ботоги де, государь, на Шилку реку волок ходу полчетверта дни, а по той реке Шилке живут многие Даурские пашенные люди, а хлеб у них всякой против Руского и до усть Шилки реки; да на Шилке реке у князца Ладкая, на усть Уры реки, под улусом близко серебреная руда в горе, и из той де, государь, руды Даурские князцы Ладкай с товарищи плавят серебро, и руды де, государь, серебреные много, и то де у них серебро росходится по многим волостям и по улусам в продаже, а продают де, государь, серебро на соболи, а соболи де, государь, у них на Шилке реке покупают Китайские люди на камки и на всякие товары, и медные де, государь, руды и свинцовые на Шилке реке много ж; а от медные де, государь, руды до усть Шилки реки плыть вниз судном 5 или 6 дней, а Шилка де, государь, река пала в Ламу, а Ламу де, государь, они называют морем; а на усть де, государь, Шилки реки живут Килорцы, а торгуют де они с Китайскими людми, а Китайские де, государь, люди призжают к ним с Ламы на судах, и мечети де и грамота у них на усть Шилки есть, а язык де, государь, у Килорцов свой, а огненного де бою у Китайских людей и на Шилке реке и по Ламе нет;  Шилке  реке у князца Ладкая и у иных князцей по улусам пашут хлеб, рожь и ячмень и иные семена, и тот де они хлеб продают на Витим реку князцу Ботоге и иным князцем, и Тунгуские де, государь, люди у них покупают же на соболи, а хлеба де родится много, а по Шилке де, государь, реке сидячие пашенные люди, а не воинские; да в Шилку же, государь, реку впала с левую сторону Гил река, а живут де по той реке Якутские и Тунгуские люди.  Аманат Комбойко сказывал ему Максимке: есть де, государь, за Каменем Цыпирь река, а идет, государь, она из озера, а падет Цыпирь река в Витим реку; а ходу де до Цыпири реки с устья Котомары реки, где зимовал он Максимко, по Витиму реке вверх 4 днища; а живут де на том Цыпирском озере Тунгуские неясачные люди, Шунилцы и Чипчягильцы и иные роды, болши 200 человек, а соболя де у них много, а продают де, государь, те Тунгуские люди соболи на хлеб и на скот и на серебро меняют на Шилке ж реке, и у Тунгуских де людей у Шелегинцов круги и пуговицы серебреные, и он де, государь, Максимко то серебро у Тунгусов видел. И в прошлом же де, государь, во 148    году Шилигинские волости тот аманат Тунгуской Комбойко Пекиев в ясачном зимовье, на усть Котомары реки, занемог, а лежал многое время: и он де Максимко с товарищи блюдяся того, чтоб тот Комбойко без перемены не умер, взял в его Комбойково место в аманаты брата его родного Шипчегина сына Тунгуса Бечергу, а его де Комбойка за немочью отпустили. …вверх де, государь, Витима за волоком на Шилке реке живут Брацкие люди, князец Ладкай, юртами, а юрты рубленые, по 10 юрт и болше вместе, а хлеб у них родитца всякой… Тунгусам ходили в юрты служилые люди Енисейской Максимко Кирилов да Тоболской Ондрюшка Почепугин, и им де, государь, в юртах сказывали Тунгусы Юдка с товарищи: слышал де он у своей братьи у Тунгусов, на Шилке реке у князца Ладкая серебро есть, а емлют де его в горе, а волок на Шилку реку с Витима велик ли, того они не знают, а итить де на Шилку реку Витимом рекою; и того, государь, серебра, что к ним Тунгусам идет с Шилки реки, продали они ему Максимку круг весом 10 алтын, что носят на Головах…  служилые люди Ивашко Осипов с товарищи сказали: …послали на Витим реку, для твоего ясачного сбору и прииску новых землиц, и серебряной для руды и медной и свинцовой, и хлебной пашни, писменного голову Еналея Бахтеярова, да с ним служивых людей 51 человек, толмачей Якутских и Тунгуских служивых людей 4 человек, и Тунгуского аманата Шелегинские волости Билчагу, послали пушку медную, ядром гривенка с четью,  итти вверх по Витиму реке до Шелегинской волости Тунгусов, и пришед в Шелегинскую волость и  роспрашивать про Шилку реку, в про серебряную руду и про медную и про свинцовую, и про пашню, и велели к Ботоге и к Ладкаю князцу посылать Тунгусов и служивых людей, и тех князцей велели мы, холопи твои, призывать под твою царскую высокую руку и у серебряной руды будет мочно острог поставить... неясачных тунгусов под твою царскую высокую руку приводить, и ясак с Брацких людей и с Тунгусов, которые учинятца, под твоею царскою высокою рукою, вновь имать на тебя государя сперва, по твоему государеву указу, как тем иноземцом в мочь, чтоб их тем сперва не ожесточить и от твоего царского величества не отогнать; да ему ж, государь, Еналею велели мы, холопи твои, Витиму реке и падучим в нее сторонним рекам, и Чибирю озеру, и Шилке реке до устья, и какие люди по тем рекам живут, и много ли их, и серебреной руде и медной и свинцовой, в которых местех те руды есть, и проход, в Китайское государство, по роспросу иноземцов, велели сделать чертеж и роспись. «Диак Еуфимей Филатов».Из рукописи под заглавием: «Списки Якутской архивы», в лист, на 982 л, писанной с подлинных столбцев  для академика Миллера, во время путешествия его по Сибири.
2. Вопрос о путях в Китай ставится перед всеми партиями служилых людей, посылаемых в 40-х годах XVII в. из Якутской приказной избы в районы Байкала, в верховья Лены,на реки Витим,Олекма, Зею для сбора ясака. http://sibrelic.ucoz.ru/publ/akty_istoricheskie_1640_1649gg/13
Да в нынешнем же во 151 году привезл(и) из Витима Письмяной Голова, Еналей Бахтеяров Тунгуса, Дакорайсково роду шамана Лавагу, и тот Лавага в роспросе сказывал, что на Шилке реке Князец Ловкай есть и Ура река есть же, а хлеба на Шилке реке всяково много и серебреные руды у Ловкая Князца есть; а дорога по Витиму на Шилку реку по Каранге реке, а с Каранги реки волок на Нырчю реку, а Нырчею рекою плыть три дни на Шилку реку; а волоку с Каранги на Нырчю реку с ношею итить пешему человеку пять дён, а без ноши, де, один. И Писмяной Голова Еналей Бахтеяров воровством своим Государевым делом не радел, на Шилку реку не пошел, а воротился назад в Якутцкой острог. Да тот же Лавага сказывал в роспросе в Якутцком остроге Стольнику и Воеводе, Петру Петровичу Головину, что он, Лавага, на Шилке реке вверх и вниз много знает и дорогу знает на Шилку реку из Якутцково острогу с Алдансково хребта, а другую дорогу знает через Олекминскую вершину, а переход с Шилки реки на Алданскую вершину через Нюржу реку не велик и на Олекминскую вершину с Нырчи реки, которая впала в Шилку реку, невелик же,
1642 - 1643 года.   ... в прошлом во 149-м году Енисейской служилой человек, Максимко Перфильев, подал своею рукою Витимсково Тунгуса Камбайка шамана роспросные речи про Шилку реку; а сам он, Максимко, в роспросе сказал, и в тех ево речах написано, что на Шилке реке многие седячие пахотные хлебные люди, а хлебов у них, родитца разных восемь. Да на Шилке же, де, реке па Усть-Уры реки живет Братцкой Князец Ловкай, а улусных людей с ним, Ловкаем, живет человек с 30; и у тово, де, Братцково Князца Ловкая на Усть-Уры реки в горе, в утесе, в дву местех серебреная руда, одна в утесе в горе, а другая руда в воде, а верхняя руда водяной руды легче и в плавке прибыльнее; а он, де, Камбайко, сам у той руды был; да на той же, де, реке Шилке внизу есть свинцовая и медяная руда, а хлеба, де, на Шилке всяково добра много. Хлеба родится разных восемь (наименований) - по воспоминаниям одного из рода чингизидов отмечается что действительно выращивали восемь видов культур. В районе нынешнего поселения Хара - Быркинское землемером Тарановым в конце 19 века указывается система пашенных земель еще до прихода русских первопроходцев. Братцково Князца Ловкая на Усть-Уры реки в горе, в утесе, в дву(х) местех серебреная руда, одна в утесе в горе, а другая руда в воде, а верхняя руда водяной руды легче и в плавке прибыльнее; а он, де, Камбайко, сам у той руды был; да на той же, де, реке Шилке внизу есть свинцовая и медяная руда,( Тайно брали с незапамятных времен в районе Онона, там сохранились старые копи...)Якутские князья рассказывают о дороге в район добычи полезных ископаемых, хлеба и соответственно ясно видно часть торгового, обменного пути с соседними государствами . Да в прошлом же в 150 году в Якутцком старом остроге Томские служивые люди, Ивашко Москвитин с товарищи, в роспросе Стольнику и Воеводе, Петру Петровичу Головину, сказывали: посылал, де, их Томской Атаман Казачей Дмитрий Копылов из Бутайсково острожку на ЛалгуТунгус сказывал им про хлебную реку, и хотел их вести на ту реку хлебную Шилку; а хлеба, де, на той реке всяково добре много, и тот, де, вож у них ушол, да и Якутцкие многие люди, Князец Мегинской Бодай и многие иные улусные люди в роспросе сказывали, что есть за Алданским хребтом река хлебная, хлеба всяково на той реке и серебра много, и в вожах он, Бодай, хотел на ту реку итить до Лалагирцев Тунгусов; а Лалагирцы, де, Тунгусы ту реку хлебную знают и по вся годы на нее ходят. И в нынешнем же во 151 году Накарской Якутцкой Князец Барбулак сказывал, что он про ту реку хлебную слыхал от Лалагирсково Тунгуса, от Томканея, которой сидел в Бутайском острожце в аманатех, а тот, де, Томканей многажды бывал на той хлебной реке. … в 151 году привезл из Витима Письмяной Голова, Еналей Бахтеяров Тунгуса, Дакорайсково роду шамана Лавагу, и Лавага в роспросе сказывал, что на Шилке реке Князец Ловкай есть и Ура река есть же, а хлеба на Шилке реке всяково много и серебреные руды у Ловкая Князца есть; а дорога по Витиму на Шилку реку по Каранге реке, а с Каранги реки волок на Нырчю реку, а Нырчею (Нерча) рекою плыть (вниз) три дни на Шилку реку; а волоку с Каранги на Нырчю реку с ношею итить пешему человеку пять дён, а без ноши, де, один… Лавага сказывал в роспросе в Якутцком остроге Стольнику и Воеводе, Петру Петровичу Головину, что он, Лавага, на Шилке реке вверх и вниз много знает и дорогу знает на Шилку реку из Якутцково острогу с Алдансково хребта, а другую дорогу знает через Олекминскую вершину, а переход с Шилки реки на Алданскую вершину через Нюржу реку не велик и на Олекминскую вершину с Нырчи реки, которая впала в Шилку реку, невелик же, …
А на Шилке реке и по сторонным рекам, которые в нее впали, посылать служивых людей, и велеть на Шилке, и по сторонным рекам иноземцов под Государеву Царскую высокую руку приводить, и ясак с них имать на Государя по тому ж, как и на 3ие, смотря по людям, как можно примеряся к иным иноземцам. Да по распросу иноземскому в по своему высмотру сделать ему, Василью, 3ие реке и Шилке и в нее падучим сторонным рекам чертеж и роспись, и какие люди на Зие реке и на Шилке и на сторонных реках живут, в которых местах и сколько челoвек, все то в роспись имянно отписать по рекам и урочищам люди и всякую душу имянно, и краска в котором месте синяя, и серебрянная руда, и медная и иная какая угода, то по тому ж описать имянно. А будет серебрянная руда на Шилке есть, а от 3ии далече, а 3ия будет людна гораздо, и людей будет вскоре на Зие реке под Государеву руку привесть не мочно, и ему, Василью, о том писать в Якутцкой острог, а с Зии до Указу не ходить, збирать Государев ясак на Зие и на сторонных ея реках, а на весну, аже даст Бог, что сберетца Государева ясаку, и то прислать в Якутской острог с служивыми людьми, сколькими доведетца, и чертеж и роспись дороге своей и волоку, и 3ие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям, прислать в Якутцкой острог, вместе с ясачною казною; и чертеж и роспись прислать всему за своею Васильевою рукою; и про серебрянную руду, и про медную, и про синюю краску имянно описать; и будет милостию Божиею и Государским счастьем серебрянные руды дойдем и ею завладеем, и тебе б для опыту серебрянные руды прислать в Якутцкой острог пуда два, или сколько можно. А Лавага Тунгус в роспросе сказывал, что он, Лавага, на Шилке бывал, и многие места на Шилке знает. на Шилке реке многие Братцкие xлебные люди, а по лесным местам на Шилке ж и промеж Братцких людей многие Тунгусы, а соболей у тех Тунгусов много. И будет на Шилку пойдешь, и Лавагу держать с великим береженьем за крепкою сторожею, чтоб не ушол,  про всякие места на Шилке реке роспрашивать накрепко, всякими мерами, ласкою и грозою. А все  … на Шилке делати, применясь по роспросным речам и по земским, и смотря по тамошной мере, как лутче и Государеву делу прибыльнее. И … с Шилки реки высылать служивых людей с отписками в Якутцкой острог почасту, и про все, про люди и про хлеб, писать с ними в Якутцкой острог подлинно. http://sibrelic.ucoz.ru/publ/akty_istoricheskie_1640_1649gg/13
По Шилке реке и сторонним рекам, которые в нее (впадали) и впали - для серебряной, медной, свинцовой руды, хлеба искать наказывает воевода Головин письменному голове Пояркову в 1643 году. И живут там многие оседлые люди. Сделать чертеж и роспись земли той.
1646 г. ранее апреля 25. — Челобитная служилых людей Верхоленского Братского острожка — Алексея Бедарева и Курбата Иванова с товарищами — об увеличении числа служилых людей в Верхоленском острожке и лучшем их вооружении в целях окончательного покорения братцких людей.  … только тех брацких людей по твоему государеву указу войною смирить, распространитца, потому что опрично тех брацких воиньских людей во всей Леньской земли и до моря Болшего Окияна и в ыных дальних реках к тебе государю иных таких супротив воинских людей нет.
1646 г. после апреля 25. — Отписка якутского воеводы Василия Пушкина в Сибирский приказ о походах сына боярского Алексея Бедарева и пятидесятника Курбата Иванова против братцких людей, о переговорах с последними в целях их умирения и о необходимости усиления местных служилых людей в целях дальнейшего освоения края. …А опрично, государь, /л. 16/ тех служилых 50 человек к ним в прибавку послать бы, государь, нам холопям твоим иных неково, потому что, по роспросу тех же твоих государевых служилых людей, на Лене ныне вь Якутцком остроге твоих государевых служилых людей немного, и по твоим государевым службам для ясачного збору вперед россылать будет неково, в которые де в дальные места посылывались человек по 30-ти, и в тех ныне местах всего человек по 10-ти, а в ыных и в самых дальных местах человек по 15-ти и по 20-ти, а в ыные места за безлюдством и ленских воевод Петра Головина с товарыщи меж их рознью и не посланы.
[1647 г.?] не ранее 6 октября. – Расспросные речи десятника, казачьего Москвитина с товарищами о поездке к князю Турукай табунану и к монгольскому хану Чичину. служилые люди шли из Ангарского острожку к мунгальскому царю Чичину и ко князем ево к Турокаю и Заисану табунаном все в одну сторону, да от тех ж мунгал они служилые люди про Шилку [?]5 реку слышили, что св...6 дорога есть, а ехать...6 Оны шесть дней с...6. Оне и кочюют мунгальские ж я бр[атские люди и тын]гусы. А Она река многолюд[ная]...5 реке ехать в стругу на низ до Ши[лки] ре[ки]5 шесть [?]5 ж дней. А Шилка де река велика[?]6, через... на другой стороне на коне [?]6 человека не видно. [А ко] чюют5 де по ней вниз тынгусы, а ниж их седячая орда, а сказывают, что они Лавкаева роду люди, а городов у них и большово человека нет, а ясак платят мунгальскому царю Чичину, а хлеб у них и овощи всякие родитца и избы у них по рускому. А Шилка де пошла в Студеное море. 
Пишет енисейский воевода Полебин в 1648 году о розыске руд: и золотая руда есть и серебряная. Люди « ясашные» есть.
1649 г. не позднее февраля 9. — Челобитная сына боярского Ивана Похабова в Сибирский приказ с описанием походов в Братскую землю в 1644 — 1647 гг.
…И пришел ко мне, холопу твоему, от черных мунгал от царева зятя от Табуная тобольской служилой человек Якунка Кулаков, которого послал Енисейского острогу атаман Василей Колесников к царю к Цысану для проведыванья серебряной руды, а с ними Якункою пришли братцких людей 2 человека, чтоб под того Якунку Кулакова и Табуная — Ганка толмач да Васка Власов — тот ясарь и соболи, которые на бою взяли служилые люди Федька Говорин с товарыщи отдал, а сказал Якунка Кулаков: только де того ясарю я, холоп твой, не отдам, и тех де людей, которые у Табуная, не выпустят и убьют. И я, хлоп твой, с служилыми людьми 14 человек ходил к Табунаю на лыжах, шел 15 дней и под того Якунку и под товарыщей ево Табуная тот ясарь и соболи отдал, и того Якунку с товарыщи мне, холопу твоему, он Табунай отдал. И дал я, холоп твой, тому Табунаю 5 пар соболей да 2 аршина с четью сукна красного, а сказал ему, что твоего государева жалованья. И ходил я, холоп твой, к мунгальскому царю к Цысану для проведыванья серебряные руды Китайского государства, а ехал я, холоп твой, до царя Цысана 2 месяца и поднес к нему царю в подарках 2 сорока соболей да 5 аршин сукна аглинского красного да аршин сукна кармазину вишневого да Кутухте 6 пар соболей да 2 аршина с четью сукна аглинского красного. А давал я, холоп твой, им царю и кутухте то свое, а сказывал им, твоего государево жалованье, и против того цари Цысан и Кутухта и Турукой табунай послали к тебе к го­сударю к Москве со мною, холопом твоим, а что послали, к тому от воеводы роспись под отпискою. А про серебряную руду царь Цысан сказал мне, холопу твоему, серебряные де руды у него нет, и в Китайское государство меня, холопа твоего, не пропустил и дал мне, холопу твоему, своих послов 4 человека и отпустил к тебе ко государю к Москве. 
И просят даурцы Хабарова в 1651 году оборонять их и говорят о том, какие есть, люди живут по рекам и где есть серебро, олово, золото и хлеб. Государство прилагает  усилия освоения Забайкалья через строительство опорного пункта служилых людей на реке Шилка. Отписки середины XVII века свидетельствуют.  В 1654 году после 20 января енисейский сын боярский  Петр Бекетов из Иргенского острога отписывает: « в 1654 году 20 января  писали ко мне с Шилки и с устья Нерчи-реки служилые люди: (казачий пятидесятник  Енисейского острога) Максимко (Степанович) Уразов с товарищи, что оне служилые люди на Великой реке Шилке, против  устья Нерчи реки Шилкою рекою на низ пловучи на правой стороне, приискав крепкое и угожее место где быть государеву большому острогу, у рыбных ловель и у пашенных месть, для заимки, поставили малый острожек, а в нём одна изба с нагороднею».  [2. акт ]Делаем вывод: служилые люди во главе с пятидесятником Енисейского острога  Максимом  Степановичем Уразовым поставили малый острог  как заимку. Первенство устройства острога необходимо отнести на имя Максима Уразова и служилых казаков пришедших с ним. [3.с. 18]
А об ясачном он заборе Максимко Уразов с товарищи пишет, что у них по сё число государева ясаку сорока з(с) два есть в заборе, а (у) служилых людей, а иных служилых людей он, Максимко, разослал для государева ясачного з(с)бору по сторонним рекам к тунгуским люде(я)м...» Ясачный сбор только начался и время до конца февраля еще полтора месяца, поэтому конкретно отнести сколько ясачных было обложено определить нельзя.
Отписка приказного человека Онуфрия Степанова якутскому воеводе... А как бог даст на весну лёд (в)скроется и я на великой реке Шилке на усть Нерчи реки с служилыми людьми большой острог поставлю. 1654 г. августа между 2 и 31 числа.
Есть основания думать о первом государевом остроге у истока реки Онон, недалеко от устья реки Шилке, где Шилку, образуют Онон и Ингода. Первый государственный острог был через некоторое время с места «городище» разобран и сплавлен вниз по Шилке казаками первопроходцами на место будущего Нелюдского острога (Шилкского острога?).
Форпост построен в ноябре 1653 г. на правом берегу р. Шилки против устья р. Нерчи группой казаков во главе с пятидесятником Енисейского острога  Максимом Степаном Уразовым. Весной 1654 г. с прибытием основного отряда число казаков увеличилось до 60 казаков. Служилые казаки распахали землю и посеяли хлеб. Местные эвенки во главе с Гантимуром вытоптали посевы и угнали лошадей. [4. с.49]Что не поделили местные эвенки и казаки? Здесь возникает извечный вопрос, а не виноваты ли в этом женщины.  Возможно казаки стали брать себе в жены местных эвеночек без спроса и разрешения кого бы то ни было, тем более Гантимура …
Бекетов оставил избу с нагороднею на Шилке. По легендам потомков первопроходцев  проживающих в Приононье существует рассказ об оставшихся казаках, не ушедших на Амур. Жили они в долине реки Урульги с эвенками до прихода казаков Пашкова. Бекетов сообщил уже с Амура: "В прошлом во 161 году... велено мне быть на службе на великой реке Шилке на усть Нерчи реки для поставки острогу... и приехали сюда многие тунгусы войною и нас на Усть- Нерчи осадили и острога поставить не дали... и в бед(н)ости сплыли мы по великой ро(е)ке Шилке к Амуру к Степанову в Усть-Кумарский острожек". ... "Да в нынешнем же во 162 году приплыли на плотах по великой реке Амуру из Байкалова от сына боярского от Петра Бекетова служилые люди 34 человека и подали челобитную, что де приплыли они для ради хлебной скудости и нуж(ды)и. И я, Онофрейко, по их челобитью тех служилых людей принял.""Шилкою рекою на низ пловучи на правой стороне". Здесь встречаются казаки из двух экспедиций.
И все – таки этот форпост или казачий станок более трех лет использовался в непосредственном качестве, по отписке шедшего на воеводство А. Пашкова. Он сообщал царю: "В нынешнем во 165  году мая в I день писал ко мне в Брацкий острог с великие реки Шилки из острожку десятник казачей Калинка Полтинин", что "он де Калинка Полтинин с товарищи ныне сидят в Шилском острожке в осаде без хлеба и питаютца сосною". В очередной отписке, уже по прибытии на Шилку, Пашков сообщил царю о том, что ясачные племена еще "до моево, холопа вашего, приходу" острожек на Шилке "сожгли и шилкских служилых людей побили". Во всех документах этот острожек назывался не Нерчинским, а "Шилкским" - по названию реки". Данная отписка дает право полагать об оставшихся казаках – первопроходцах на реке Шилке, которые согласно государева приказа остались здесь нести службу. 
И во 163 году прислан государев наказ из Енисейска идти в новую Даурскую землю с ратными людьми из Тобольска и иных городов. О походе А. Пашкова в Даурию приводится грамота царя Алексея Михайловича, датированная 20 августа 1655 года на имя Енисейского воеводы Ивана Акинфова, где указано «Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть на государственной службе в новой Даурской земле, и послать туда с ним 300 сибирских служивых людей разных городов, пятьдесят пудов пороху, сто пудов свинцу, сто ведер вина, восемьдесят четвертей ржаной муки енисейской пахоты, десять четвертей крупы и столько же толокна, кроме того, выписку из таможенных книг, как образец для ясачного сбора, да для перевозки их суда, изготовленные для даурской службы, на чем бы можно было им поднять запасы». С этой грамоты и даты идет старшинство Забайкальского казачьего войска над Енисейским войском: "Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть на государственной службе в новой Даурской земле..."[5.с.103]
Наказ Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство в Даурской земле, 1655. "Да с ним же Офонасьем указал государь в Даурской земле быть и сыну его Еремею, да послати с ним же из сибирских городов служилых людей стрельцов и казаков из Тобол(ь)ска шез(сть)десят человек, с Тары трит(д)цать человек, с Тюмени сорок человек, из Туринского десять человек, из Сургута десять человек, из Березова сорок человек, из Томского пят(ь)десят человек, из Кузнецкого десять человек, из Красноярского острогу пятнадцать человек, всего изо всех городов триста человек холостых пеших". Из всех наказов видно, что государство было в курсе всех дел на востоке, держало ситуацию под контролем, преследовало цель на пашенных местах со всякими угодиями, поставить новые остроги, т.е.  захвата новых земель, поиска серебра и золота, причем "мягкая рухлядь" не имела какой-то особый приоритет. Экспедиции служилых людей  были сконцентрированы в Енисейске, и специально было наказано, чтобы они успели прийти туда летом, чтоб не перемерзли в пути. И уже из Енисейска был начат поход во «Второе Сибирское царство». Становится ясно, что Даурию к России присоединили, и основали Нерчинск- служилые люди. В 1658 г. строительство острога было возобновлено уже на левом берегу р. Шилки. Были они Афонасей и Еремей Пашковы в Даурах по 169 год, пять лет и в 170 году выехали из Даур в Тобольск.
В 178 году присылал из китайского царства китайский царь в Дауры, в Нерчинские остроги, в 178 год 18 день послов своих, зайсана по имени Мунгучея, по нашему зайсан рекше- боярин, и подъячего и с  40 рядовых. В то время был в воеводах Данило Аршинский. Посылал Данило Аршинский в Китай, к царю великого государя посланцев, 8 служилых людей с  Игнатием Миловановым и Григорием Кобяковым. И они в Китайском были, и царя видели, и корм и честь, и дары были от царя им, и лист великому государю к Москве послал и отпустил тем –же путем.  А к Даниле Аршинскому выслал дары из Китай, седло отделанное  серебром, со всею сбруей и иные подарки… [ 6. с. 21] Нерчинский воевода предпринял самостоятельные действия наладить отношения с соседним государством, положительные результаты  которых  еще следует изучать потомкам.
Через двадцать лет служилые люди  собраны в месте сбора - Енисейск, на место службы - Нерчинск, а служилые со всей Сибири. "...В прошлом 192 году июля в 26 день писали к нам Великим Государем; из Тобол(ь)ска, боярин наш и воеводы князь Петр Семенович Прозоровский с товары(и)щи, что по нашему Великих Государей указу послали они, из Тобол(ь)ска, наших Великих Государей ратных людей, в Енисейск, для Даурские посылки, Тобол(ь)ских служилых людей пеших казаков сто человек, да из Тобол(ь)ска ж новоприборных двести пят(ь)десят человек, Туринских тридцать человек, Верхотурских и Тюменских двести двадцать человек..."Из грамоты Верхотурским воеводам Михайлу Толсто… и Григорию Нарышкину, о сборе и высылке ратных людей в Енисейск для защиты Байкальских и Даурских острогов.
Так описывает первый посол в Китай Н.Г. Спафарий в своих материалах место службы в 1775 году: «Острог Нерчинский стоит на левой стороне реки Нерчи на ровном месте, а ниже острога река Нерча впадает в Шилку. В остроге — церковь воскресения Христова, а жилых дворов казачьих — с 60, а служилых, кроме промышленных, — человек с 200…  В более поздних документах найден интересный текст связанный с богослужебным употреблением в церкви воскресения Христова: Крест, им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, в предусмотренные Уставом случаи, к нему прикладываются верующие.Напрестольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием    Церковь Воскресения Христова: «От этого храма на память нам остались достойныя почитания святыни: 1) серебрянный крест, напрестольный, под золотом, изображения выбиты, древней работы, весу два с половиною фунта, по вырезанным надписям на нем значатся следующие святые мощи: «Лазаря четвородневнаго, Андрея Первозваннаго, Евангелиста  Марка, Архидиакона Стефана, Царя Константина, Василия Велекаго, Святителя Филиппа, Игнатия Богоносца, Феодора Стратилата, Ефрема Сирина, первомученицы Феклы, великомученицы Варвары». Время построения его так обозначено на св. кресте: "1695 году Марта в 1-й день построен сей крест Нерчинскаго города церкви Воскресения. Крест напрестольный - Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Напрестольный является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола. Евангелие, как содержащее в себе слова, учение и жизнеописание Иисуса Христа, знаменует собою Сына Божия; образ Распятия (напрестольный Крест) изображает самую вершину подвига Его за спасение человеческого рода, орудие нашего спасения, жертвоприношение Сына Божия за грехи людей. Евангелие и Крест составляют вместе полноту открывшейся в Новом Завете Божественной истины о Домостроительстве спасения человеческого рода.

 


2.   Служилое сословие Забайкалья.

Кто же были эти Нерчинские служилые люди по своему статусу: пятидесятники, десятники, казаки. Дети боярские I, II, III, IV статьи: среди Нерчинских служилых людей это был высший до появления дворян чин, являвшийся главным источником комплектования командных кадров - сотников, конных и пеших пятидесятников,  т. е. командиров отдельных казачьих команд или гарнизонов. Далее шли десятники , у них в подчинении конные казаки,  у пеших пятидесятников – казаков в подчинении десятники с десятком пеших казаков.  Отдельно подчинены атаману пушкари, гранатчики, барабанщики, каты … Именная Нерчинская книга 1686 года указывает 202 человека служилого сословия.
Для всех чинов служба в XVII веке не ограничивалась ни возрастом, ни количеством отданных ей лет. Отставка же следовала лишь тогда, когда казак не мог выполнять своих обязанностей из-за старости, болезни или увечья. Для таких и построили Нерчинский Успенский монастырь. Монастырь изначально возводился как последнее пристанище для одиноких, так и не сумевших создать семьи, престарелых и увечных служилых, некогда пришедших сюда с отрядами казачьего пятидесятника Максима Степановича  Уразова, енисейского сына боярского Петра Ивановича Бекетова и воеводы Афанасия Филипповича Пашкова. Благодаря сохранившимся в Государственном архиве Забайкальского края именным переписным книгам за 1706–1711 годы и сметным спискам 1714 года казаков, крестьян, бобылей и ясачных, относящихся к монастырю, стали известны их фамилии.
Все государственные дела вел назначаемый государем воевода и Нерчинская воеводская канцелярия. Нерчинская воеводская канцелярия вела контроль  за доставкой и выдачей жалованья. Жалование в виде медной монеты и хлеба шло огромным обозом до двух лет, поэтому часто были задержки.

Продолжение в Казачество в истории Забайкалья (часть 2)...
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:

Поиск

Календарь

Курс валют

Друзья сайта
  • МБУК "Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека"

  • Министерство культуры Забайкальского края

  • ЗКУН Библиотека им. А.С. Пушкина

  • Погода


    © 2017 | Краеведческий информационный портал «Всему начало здесь - в родном краю».

    Конструктор сайтов - uCoz
    Рейтинг@Mail.ru