Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 110

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 03 Дек 2024, 06:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Краеведческий портал «Всему начало здесь – в родном краю!»
Главная | Регистрация | Вход
История района к 2013 г.



Краткая история Оловяннинского района к 2013 году.
 
   С 17 века начинается освоение Забайкалья (земли Даурской по названию монголоязычных племен дауров, живших в верховьях Амура, данников Китая) служилыми казаками и «охочими людьми». Чита, как место изготовления плотов (Плотбище) и постройки Ингодинского зимовья людьми сотника Петра Бекетова, появилась в октябре 1653 года. А осенью этого же года десятником Максимом Урасовым «со товарищами», отправленными на реку Шилку Бекетовым, был построен Нелюцкий острог на ее правом берегу напротив места впадения реки Нерчи в Шилку. В 1656 году Нелюцкий острог был сожжен князем тунгусов Гантимуром, но восстановлен в 1658 году Енисейским атаманом Афанасием Пашковым уже на левом берегу Шилки у места впадения реки Нерчи и назван Нерчинским. Афанасий Пашков был первым воеводой Даурской земли, а Нерчинск остался её столицей до 1851 года (с этого года столицей Забайкальской области стала Чита). С постройкой в районе нынешнего села Нерчинский завод в 1704 году Аргунского серебро – плавильного завода в Нерчинском воеводстве со всей остротой встал вопрос о поставках хлеба и соли. Хлеб, что везли из Верхотурья (район Екатеринбурга на Урале) и Тобольска был дорог и в пути мог намокнуть, испортиться. Так в донесении Карпа Юдина, что построил первые дома в районе Читы в 1688 году, послу Федору Головину, заключившему с Китаем в 1689 году Нерчинский договор, говорилось, что он принял «часть хлеба мокрого, мерзлого, прелого». Поэтому в 1683 году в долину реки Нерчи были переселены 23 крестьянских семьи «на пашню», которых прозвали «старожильными», а в 1697 году правительством Петра 1 Романова издан Указ о посылке 100 беглых Верхотурских крестьян в Нерчинский край «в ссылку на пашню». Они обязаны переезжать «с женами и с детьми, и со всем имением». Этих крестьян уже называли новопоселенцами. Они и положили начало первым крестьянским поселениям в Забайкалье. На территории нынешнего нашего района первые поселения горнозаводских крестьян появились в начале 18 века, а казачий караул в районе Шаранайских деревень был устроен ещё раньше. Деревянная церковь, восстановленная 2010 году оловяннинцами в районе Нижнего Шараная, имеет дату 1725 г. (сайт «Старая Чита»). Это означает, что до постройки церкви здесь уже с конца 17 века жили служилые казаки. Староприборные казаки (служилые до 1851 г.) на своих караулах контролировали торговлю с китайцами и монголами по Онону. Монголы часто совершали набеги на бурят, тунгусов, угоняли у них скот и казачьи караулы, как могли, защищали население от грабежей. Самыми старыми поселениями нашего района были: Караксар, Усть-Улятуй (ныне не существует), Нижний, Средний Шаранай (этих поселений в настоящее время нет), Верхний Шаранай, Усть-Турга (этого поселения в настоящее время тоже нет). На территории нашего нынешнего района до прихода русских жили хоринские буряты и тунгусы. Юридически их присоединение к России завершилось подписанием в 1689 г. Нерчинского договора с Китаем Федором Головиным, до этого они считались данниками Китая, а с этого года подданными России. С 1882 года по «Уставу об управлении инородцами» императора Александра Павловича 1 Романова эвенки (тунгусы) входили в Урульгинскую думу, а буряты в Агинскую степную думу. Тунгусы постепенно ушли на север, т.к. ясак – пушной налог для них был тяжел – 5 соболей с мужчины, кроме этого налога были и другие поборы. Тунгусским селом ещё долго оставалась Хара-Бырка. В 1722 г. было учреждено Нерчинское горное начальство. В 1787 г. образовался Нерчинский горный округ (оформился императрицей Екатериной 2 Романовой как частная собственность Кабинета Его Императорского Величества), который просуществовал да 1917 г. В то время земли нынешнего нашего района были отписаны к Нерчинскому горному округу и Агинской степной думе и относились к Городищенской волости (слободы с 1697 г.) Нерчинского уезда. Ныне Городищи не существуют, они вошли в 1930 году в станцию Казаново, что находится на железной дороге у места слияния рек Ингоды и Онона. С 1824 года наши земли относились к Ундино-Посельской волости. Село Бурулятуй возникло благодаря «соляной дороге», что шла из Борзинских озер через Бурулятуй на Шивию и в Нерчинск. С 1756 года соляной промысел стал систематически эксплуатироваться Нерчинской воеводской канцелярией. Соль добывали лопатами и гребками, возили на телегах и по пути следования возникали заимки, где возчики отдыхали, кормили лошадей, а затем на их местах поселения. Так в 1771 г. в деревню Тургинскую переселили приписных крестьян и ссыльных для работ на соляных промыслах. Добываемая соль доставлялась на заводы, рудники и в г. Нерчинск. Привозилась соль и из Иркутска и Селенгинска, но Борзинская была дешевле и шла на плавку серебра. По материалам Якова Кузьмича Золотухина – основателя музея в Оловянной (11 июня 1998 г.) заимка на месте Улятуя появилась в 1740 году, а переселенцы – 16 семей из Вятской губернии: Шустовы, Золотухины, Сараевы, Линвинцевы основали село в 1794 году, Сенотрусовы пришли позднее в 1801 году. В 1811 году по бурятским разработкам и по распоряжению Бергарда (начальника Нерчинского горного округа Якова Рачкова) Трагоут Иоган Бальдауф заложил Ононо-оловянный промысел (Оловорудник), который работает очень активно, но периодами простаивал и окончательно был закрыт в мае 1950 года. Сын Иогана Бальдауфа Федор Иванович (1800-1839) известный сибирский поэт, друг декабристов, один из создателей в Нерчинском заводе Кабинета натуральной истории, первого музея в Забайкалье, бывал в детстве в наших местах. На Ононо-оловянном промысле появилась первая на нашей территории горно-заводская школа и первая аптека с медпунктом. В 1828 году промысел стал называться рудник Первоначальный. В связи с появлением оловянного рудника образовались села Ононск и Кулинда. На территории нашего района действовали и другие рудники: с 1913 г. по 1958 г. вольфрамовый рудник Белуха, с 1915 г. до 1959 г. вольфрамовый рудник Антонова Гора и с 1915 г. до 1960 г. вольфрамовый рудник Букука. Калангуйское месторождение флюорита разведано в 1919 году, с 1938 по 1990 год работал трест «Союзплавик». Наши железнодорожные поселения: Бырка возникла в 1899 г. и называлась вначале Турга, Хадабулак возник тоже в 1919 г. и назывался, станция Комариная, другие разъезды возникли в период Русско-Японской войны 1904-1905 гг.: Безречная (разъезд 77), Мирная (разъезд 76), разъезд 73 (сейчас Ясногорск), Степь (разъезд 111). В связи с созданием колхозов образовались села «Победа», «Заря», «Единение». Село Булум возникло в 1938 году как Забайкальский военно-конный завод (приказ командующего ЗАБВО №132 от 27.05.1938 года). Оловянная появилась в связи со строительством в Российской империи Транссибирской железной дороги: Челябинск-Владивосток. 17 марта 1891 г. вышел об этом рескрипт императора Александра Александровича 3 Романова. 19 мая этого года во Владивостоке происходила торжественная закладка железной дороги в присутствии цесаревича Николая Александровича 2 Романова – последнего русского императора. Принцип строительства был замечательный – «Строить хорошо и прочно с тем, чтобы впоследствии дополнять, но не перестраивать». Частью Транссиба была Забайкальская железная дорога (Мысовая-Сретенск). 23 апреля 1895 года в день тезоименитства императрицы Александры Федоровны Романовой около селения Городищенского на 6427 км после  молебствия открыты работы по её сооружению. К этому времени министерству путей сообщения стало ясно, что строительство Амурской железной дороги, тоже составной части Транссиба, требует больших средств и поэтому правительство рассмотрело вопрос о строительстве Китайско-Восточной ж.д. через Маньчжурию на Владивосток, о чем было заключено соглашение с Китаем. Одновременно со строительством КВЖД стали строить и особую соединительную ветку между Забайкальской ж.д. и КВЖД от станции Кайдалово (отчего наша железнодорожная ветка ещё называлась Кайдаловской, а в настоящее время Южный ход). Строительство Кайдаловской ж.д. ветки началось 1 сентября 1895 г. молебствием в Агинском Дацане (ветка проходила большей частью по землям Агинских (хоринских) бурят). На молебне присутствовал начальник 1 строительного участка (Кайдалово-Онон-Китайский) Генрих Краевский. Строили железную дорогу приезжие, но были среди строителей и местные жители, привлекались и буряты, а с 1900 г. и железнодорожный батальон. Недалеко от русла речки Цоцол (Цэцэк) строились ж.д. мост, станция и коренное депо. 28 августа 1898 г. были сданы 2 барака для 20 семей железнодорожников. Эта дата и стала рождением нашей станции Онон-Китайский (название утверждено в 1899 г.). В июле 1900 г. началась эксплуатация железнодорожного моста о двух пролетах по 50 сажен и 2 пролетах по 40 сажен. С 1901 г. наша станция стала отделением Забайкальской железной дороги и для служащих Оловяннинского узла были построены почтово-телеграфная контора, больница, одноклассная железнодорожная школа в 1901 году на 80 учеников. Православная церковь во имя святого Сергия и преподобной Елизаветы на 200 молящихся была освящена епископом Читинским и Нерчинским Мефодием 23 января 1902 года. Церковь и школа частично строились на пожертвования служащих и строителей железной дороги. Вскоре вблизи станции появились известковый завод, мыловарня, шерстомойня, кирпичный завод, мельница, скотобойня, лавки и магазины. Появились первые улицы: Невская, Набережная (сейчас Комсомольская), Сладкая (Московская). Северо-западная часть Оловянной, где находились кладбище, называлась Закопаловкой (это школа №1 и больница), южная часть, где располагалась церковь, называлась Отпеваловка. Паровозы ходили на дровяном топливе, а жители поселка отапливались тальником и дровами, с 1905 года появился уголь. С 1911 года по просьбе жителей станция стала называться Оловянной, как раз исполнилось 100 лет руднику Первоначальный, где добывалось первое олово России. Первым жителем станции считается Фаткулин Шарып Лофетулович. Ещё подростком со своей семьей из Казанского села Урбага он приехал в лютую зиму  1895 года по вербовке строить «железку» сначала на поезде до Тюмени, а затем на лошадях, проведя два года в пути. Семья добралась до пади Усть-Цоцол, где стояли только юрты бурят и переночевала в тальниковом бараке на Оловоруднике, а затем, купив землянку, начала работать на отсыпке железнодорожного полотна. Шарып Лофетулович прожил в нашем поселке 70 лет, скончался в 1965 г. на 87 году жизни. Оловянная оказалась революционным поселком. В годы 1 русской революции 1905-1907 гг. здесь активно действовали социал-демократы, проходили демонстрации и забастовки, которыми руководил Август Мюнцер, начальник горно-поисковых работ Оловорудника и машинист Сидор. Август Менцер был убит, а машинист Сидор арестован. 14 февраля 1918 г. собрание служащих и рабочих ст. Оловянная отказалось признать власть «Народного Совета» в Чите и объявило власть советов. В годы Гражданской войны и семеновской диктатуры 1918-1920 гг. Оловянная трижды: в январе, мае и в августе 1918 г. занималась частями Особого Маньчжурского отряда есаула Григория Михайловича Семенова, а с июня 1919 года атамана Забайкальского казачьего войска. В мае 1918 года на прилегающей к железнодорожному мосту сопке был замучен председатель Оловяннинского ревкома Илья Иванович Коробейников. Его могила положила начало нынешнему Оловяннинскому кладбищу. В железнодорожной бане (снесена в 90-годах) и в полицейском участке Оловянной (деревянное здание сельхозуправления в советские времена по ул. Советской) семеновцы избивали сочувствующих советской власти и тех, чьи родные ушли в красногвардейский отряд для борьбы с Семеновым. Оловяннинский железнодорожный узел создал красногвардейский отряд в 1000 бойцов. Подпольщики – железнодорожники всячески вредили семеновцам. В ответ в новогоднюю ночь на 1 января 1920 года семеновцы арестовали в Оловянной 16 человек, большинство железнодорожников и после допросов и пыток вывезли их за ж.д. мост и утопили в проруби, что находилась напротив железнодорожных казарм, примерно, там, где была остановка пригородного поезда на Ясногорск Дачная (сейчас ее нет). Против Семенова на территории нынешнего района развернулись партизанская борьба. Отряд Макара Якимова 28.02.1920 г. успешно разгромил воинскую часть семеновского полковника Резухина в Дацане. 14 марта этого же года подпольщики Оловянной установили с этим отрядом связь и, пользуясь его поддержкой, захватили в Оловянной семеновский бронепоезд «Усмиритель». Оружие, боеприпасы, продовольствие с бронепоезда и складов станции Оловянная составили огромный обоз в сотню подвод, который увезли с собой партизаны. Это событие широко разнеслось по Забайкалью и усилило народное противодействие семеновскому режиму. Оловянная была освобождена от семеновцев 30 октября 1920 г. силами 2-ой Амурской народно-революционной армии Дальневосточной республики (6.04.1920 - 15.11.1922 гг.). Начальником политсовета этой армии был Большаков Иван Пудович (13.06.1896 г.р. с.Цаган-Олуй – 11.05.1971 г. Чита), участник Гражданской войны, делегат 11 съезда РКП(б) в 1922 г., видный партийный деятель, кавалер ордена Ленина в 1956 г., учитель истории и завуч железнодорожной школы №58 ст. Оловянная, почетный гражданин г. Читы) и с ним работал в политсовете Булыга – советский писатель Александр Фадеев. В 1918 г. была создана Оловяннинская волость и наряду с ней некоторое время существовала Шаранайская волость, 15.10.1922 года они объединились в одну Оловяннинскую волость, которая входила в Борзинский уезд Забайкальской губернии Дальневосточной области. 04.01.1926 года Дальневосточная область была разделена на Забайкальскую, Приморскую, Амурскую и Камчатскую губернии. Забайкальская губерния разделилась на Читинский и Сретенский округа, а округа на районы. Так в 1926 году образовался Оловяннинский район Читинского округа Забайкальской губернии Восточно-Сибирского края, в который входили села и поселки нынешнего Ононского района и частично нынешнего Балейского района (в частности Ундино-Поселье), а вот Долгокыча, Хадабулак, Калангуй, Турга относились до 1930 г. к Борзинскому району. Начинается период социалистического строительства. В 1927 году Оловянная постановлением Читинского Окрисполкома стала рабочим поселком городского типа. В районе формируется партийные и советские органы, в селах создаются коммуны, которые в 30-ых годах становятся колхозами. Коммуна «Им. Лазо» в селе Кулинда была образована Кайковым Семеном Васильевичем в 1925 году. В этом же году образована Улятуйская с/х коммуна «Ленинский путь», в 1929 году Александром Яковлевичем была создана коммуна «Заря коммунизма» и в этом же году колхоз «Комбайн», в 1930 году колхоз «Им. Якимова». В Бурулятуе в 1929 году возник колхоз «Совет», а в 1930 году коммуна «Животновод». В селах Щундуя и Шивия в 1930 годах были антиколхозные восстания. На их ликвидацию были отправлены коммунисты и комсомольцы. В одной из схваток погиб председатель Оловяннинского РИКа Фирс Мыльников. Похоронен на Оловяннинском Кладбище, могила в настоящее время не определяется. С 06.10.1930 г. стала работать Улятуевская МТС, а Шаранайская с 1945 г. Вот названия колхозов Оловяннинского района от 1925 к 50-годам:
1. Антия – ТОЗ
2. Аренда – «Восход» с 1955 г.
3. Булум – Забайкальский военно-конный совхоз №132 создан 27.05.1938 г.
4. Бурулятуй – «Животновод», «Совет»
5. Долгокыча «Им. Сталина»
6. Заря – «Заря коммунизма»
7. Единение – «Единение»
8. Камкай – «Пахарь»
9. Караксар – «Им. Спартака»
10. Кулинда – «Им. Лазо»
11. Ононск – ТОЗ
12. Оловянная – «Им. Ленина»
13. Победа – «Победа»
14. Турга – «Объединение»
15. Улятуй – «Ленинский путь», «Комбайн», «Им. Якимова»
16. Усть-Улятуй – «Охотник»
17. Улан-Цацык – отделение Забайкальского конезавода в Булуме
18. Хадабулак – «Спайка»
19. Хара-Бырка – «Первое мая», «НКВД»
20. Н.Шаранай – «Красная поляна»
21. С.Шаранай – «Красный Луг»
22. В.Шаранай – «Им. Куйбышева»
23. Шивия – «Им. Кирова»
24. Шундуя – «Путь к социализму»
25. 74 разъезд – «Красный октябрь»
В Бурулятуе в 1926 г. были открыты первые в районе ясли на 20 человек, в Улятуе в 1930 году открыта школа колхозной молодежи. Оловянная и близ лежащие села в конце 20 начале 30 годов телефонизировались и радиофицировались. С 1936 года электричество прошло в дома оловяннинцев. С 1932 года по 1938 год проведена реконструкция паровозного депо, увеличены станционные пути. Вагонное депо и электростанция строились силами 3-го полка отдельной железнодорожной строительной бригады. Солдаты – строители соорудили на 3 месяца вагонное депо и ввели его в работу 6 октября 1935 года. В этот период в районе активно и ударно работали все предприятия, район стал аграрно-индустриальным. Однако, как и по всей стране по району прокатилась волна репрессий. Более тысячи человек были незаконно арестованы, а затем высланы за пределы Забайкалья или расстреляны. Так были арестованы: председатель РИКа Моров Яков Матвеевич, начальник паровозного депо Оловяннинского отделения Молотовской ж.д. (Забайкальской) Старков Алексей Федорович, заместитель начальника паровозного депо Береза Борис Харлампович, два директора Ононского рудоуправления Саловаров Николай Иванович и Колесников Александр Васильевич, председатель колхоза «Им. Сталина» в Долгокыче Литвинцев Куприян Афанасьевич, директор Оловяннинской ж.д. школы №58 Чубарев Георгий Захарович, директор семилетней Оловорудничной школы Александров, начальник Оловяннинской электростанции Адамчик Федосий Тимофеевич, председатель сельпотребсоюза Филинов Иван Алексеевич и многие другие. Все они перенесли нечеловеческие страдания, и забывать эту страницу истории нам нельзя. В годы Великой Отечественной войны из нашего района были призваны 14 654 человека, из них не вернулись к родным по неполным данным 2 861 чел. Оловяннинцы гордятся Героем Советского Союза Перовым Дмитрием Михайловичем. Дмитрий родился 21.10.1915 г. в семье десятника угольного склада ст. Оловянная. Мать работала вызывальщицей в паровозном депо. В семье воспитывалось 9 детей. В 1937 году отца арестовали и расстреляли. Дмитрий в это время был в армии. Его родных изгнали из комсомола и выселили из Оловянной. Они остановились на ст. Зима. После службы в армии и защиты монгольских рубежей на р. Халхин-Гол в 1939 г. Дмитрий работал шофером в Зиме. В 1942 г. был призван на фронт и под Витебском в местечке Ужлятино-Горбачи спас от взрыва склада с боеприпасами и 4 реактивных установки «Катюша». Произошло это3.02.1944 г. Награду ему вручал в Москве маршал артиллерии Н.Н.Воронов. Умер Герой 26.02.1986 г. в Саянске, похоронен в Зиме. Из Оловяннинского района был призван на фронт  Пляскин Иван Андреевич – полный кавалер ордена Славы.В Оловянной родился Кудрявцев Алексей Прокопьевич – полный кавалер ордена Славы. В Оловянной долгие годы жил и работал Колимбет Трофим Андреевич – единственный фронтовик в районе, награжденный полководческими орденами Суворова и Кутузова. В 1966 г. в Безречной проживал Иванов Василий Харламович, которому 9 мая 1965 г. министр обороны подарил золотые часы с гравировкой «Герою Советского Союза Василию Харламовичу от ЦК КПСС и правительства в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне». Он был механиком – водителем танка Т-34 и уничтожил на р. Сирет батарею немцев, которая должна была взорвать мост. В 1948 году 8 жителей Оловяннинского района получили высокое звание Героя Социалистического труда: Каменев Михаил Иванович – секретарь Оловяннинского райкома партии, Попов Илья Георгиевич председатель РИКа, Гурулев Егор Евграфович, Колпаков Николай Карпович, Литвинцев Иван Филимонович, Немтаев Арсен, Ядрищенский Анисим Михайлович, Данзанов Бадма Цыренович. В 1947 году появился районный дом культуры, работает до сих пор. Старейший в Оловянной железнодорожный клуб Октябрьской революции (КОР), построенный комсомольцами в 1922 году и преданный заводу ПТО в 1961 г. из-за пожара в 1981 году прекратил свою работу. С 1961 года в Оловянной и по району появилось автобусное сообщение. С 1963 года появилось телевидение. 80-ые годы – лучшие годы развития Оловяннинского района. В 1985 году колхозы: Дружба (Аренда), Им. Ильича (Долгокыча), Объединение (Турга), Советская Россия (Бурулятуй) и совхозы: Заря (Заря), Забайкальский (Булум), Откормочный (Ононск), Улятуйский (Улятуй), Улан-Цацыкский (Улан-Цацык), Шаранайский (В. Шаранай) вместе произвели: мяса – 3012 тонн, молока – 4532 тонны, шерсти – 582 тонны, зерна 63 377 тонн, картофеля 714 тонн, овощей 274 тонны. Забайкальский завод подъемно-транспортного оборудования, созданный в сентябре 1961 г. на базе паровозного и вагонного депо ст. Оловянная в 1998 году выпустил 10 тыс. кранов и свою продукцию отправлял в 47 стран мира. Калангуйский плавико-шпатовый комбинат добыл в 1985 г. 184 тонны руды для металлургической и химической промышленности СССР, к сожалению, с 1994 года он не работает.
Этыкинский горно-обогатительный комбинат в Золотореченске произвел 400 тыс. руды в 2001 г. С 2012 г. его обогатительная фабрика возобновила работу, но прежних темпов ещё не набрала. Градообразующее предприятие Харанорская ГРЭС, строительство началось с 1977 г., первый блок был запущен в 1995 г. второй в 2002 г., третий в 2012 г. вырабатывает более 1000 МВт электроэнергии. С 2007 года не работает известковый завод, его вращающаяся печь была запущена в 1973 г. и в 1981 г. он производил на напольных печах 34 918 тонн, а вращающаяся печь давала 25 тыс. тонн извести. Старейшее предприятие Оловянной, которое работало со времени ее возникновения – мясокомбинат закрылся в 2003 году. Ещё раньше прекратило свою работу хлебоприемное предприятие. К 1995 году распалось райпо, был ликвидирован маслозавод. Забайкальский завод подъемно-транспортного оборудования, став акционерным обществом, потерял свою былую славу. В 90-ые годы распались совхозы и колхозы, но зато оживился мелкий и средний бизнес в сфере торговли и бытовых услуг. С июля 2011 г. около с. Ононск введен в эксплуатацию автомобильный мост с хорошим шоссе до Ясногорска. 8 июля 2011 г. в Оловянной открыт в эксплуатацию электрифицированный участок железной дороги от Карымской до Оловянной, а двумя годами ранее через Онон были построены два железнодорожных моста. Старый железнодорожный мост постройки 1900 г., трижды взорванный в гражданскую войну красными и белыми и восстановленный  в 1926 году, был разобран. Из железнодорожных организаций только служба ПЧ переведена в Могойтуй. В районе продолжают работать лесхоз и в теплое время года асфальтово-битумное предприятие. С 1937 г. в районе стала издаваться газета «По Ленинскому пути» до 1962 года, а с 1963 года газета «Ленинский путь», работают 32школы, 26 библиотек, 27 клубов, 2 музея. С 1900 года, когда экономика в стране стала рыночной, появились самостоятельные организации: служба занятости, налоговая инспекция, пенсионный фонд. В декабре 2012 года налоговая служба переведена в Агинск. Старейший государственный банк, расположенный по ул. Московская в здании, построенном ещё в 1911 г. путейным мастером Василием Ефремовичем Ичаловым и существующий с 1930 г. (с 90-ых годов назывался РКЦ) в декабре 2012 г. закрыт. До 1996 года по существу районом руководили ещё коммунисты. Оловяннинская районная Дума начала свою работу с 29.10.1996 г. Устав – основной закон Оловяннинского района был принят думой 19.03.1997 г. Главами муниципального образования «Оловяннинский район» избирались: Литвинова Татьяна Александровна, Марченко Александр Андреевич, Петров Александр Николаевич, Меркулов Владимир Геннадьевич, Дугарон Виктор Ванданович, Бекетова Нина Петровна, Бахтин Николай Николаевич. Главами Администрации района были: Михацкий Владимир Ильич, Орлов Владимир Ильич, Подгорбунский Николай Егорович, Ваулин Владимир Владимирович и в настоящее время руководителем Администрации района работает второй срок Антошкин Андрей Владимирович. Оловяннинский района богат полезными ископаемыми: известью, флюоритом, танталом, строительными песками, глинами, строительным камнем, поделочными камнями: халцедоном, яшмой, бериллом. По территории района протекает замечательная река Онон, исторически связанная с именем «Потрясателя Вселенной» Чингисханом, проходят важные железнодорожные и автомобильные пути. Будущее у района есть, несмотря на временные сложности. Люди готовы трудиться и для себя и для общества. Дело за активными, болеющими за район душой руководителями.
 Составила – Юровникова Л.С. 4.04.2013 г.
 
Литература:
1. Энциклопедия Забайкалья, Новосибирск, 2004 г.
2. История и география Оловяннинского района, Чита, 2004 г.
3. Летопись Оловянной Евдокимова Иннокентия Марковича.
4. Материалы к летописи Оловяннинского района 1917-1967гг., Чита, 1969 г.
5. Через степи Даурии. Анатолий Ведмидь, Чита, 2001 г.
6. Материалы газет «По ленинскому пути» и «Ленинский Путь»
7. Материалы краеведа Пичуева Станислава Павловича из Дарасуна. 2010 г.
8. Фонды Забайкальского государственного архива г. Читы.
 

© 2024 | Краеведческий информационный портал «Всему начало здесь - в родном краю».