Вторник, 17 Окт 2017, 23:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
.
Главная | История Оловянной (продолжение) | Регистрация | Вход
Меню

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социальные сети
Ещё:


История Оловянной
 
Оловянная – название это уходит вглубь почти двух веков, когда в 1611 году было обнаружено первое в России месторождение олова. Рудник, открывшийся в 2-х километрах от нашего поселка, назвался «Первоначальным», а затем Оловяннинским рудником. Эпизодически он работал с 1811 года по 1950 год, когда ввиду полной отработки запасов месторождения был закрыт. И только название «Оловянная »напоминает о том, что в этом районе было добыто первое русское олово.
В те далекие времена на месте нашего поселка было несколько десятков бурятских юрт. Жили здесь также эвенки, монголы. Оживление началось с обнаружением в 1832 году золота в Нерчинском округе.
Огромные же изменения в экономике юго-востока Восточной Сибири начались в конце 19 века, когда началось строительство Сибирской железной дороги. Строилась она одновременно с двух концов: из Челябинска и из Владивостока. Рельсовый путь положил конец былой оторванности нашего края от центра страны.
Районный центр – Оловянная – образовался как железнодорожная станция в 1898 г., находится он у пересечения железной дорогой реки Онон.
Значительно позднее 8 января 1929 г., на территории Дальневосточного края по Читинскому округу был образован Оловяннинский район с центром в поселке Оловянная. Решение о выделении Оловяннинского района было принято на первом заседании Административной комиссии при Президиуме ВЦИК.
Оловяннинский район находится в Юго-Восточной части Читинской области. На юге район граничит с Ононским и Борзинским районами, на западе – с Могойтуйским районом, на севере – с Балейским и Шилкинским районами. На северо-западе район примыкает к реке Онон, имеющей в пределах района притоки: Турга, Улятуй, Калангуй.
Площадь Оловяннинского района – 6,3 тыс. кв. км, население 61 тыс. человек. Как было сказано выше, до прихода русских на территории района проживали буряты, монголы, эвенки. Сооружение железной дороги резко усилило приток не только русских в Восточное Забайкалье, но и татар, украинцев, белорусов, чувашей, мордвы, евреев. Последние составляют 1% населения.
Низка была грамотность среди населения: в 1914 году на 100 жителей приходилось 17 человек грамотных.
Население нашего района, как и всего Забайкалья, оставалось почти без медицинского обслуживания. Сейчас в Оловяннинском районе 6 больниц, 3 фельдшерско-акушерских пункта, 19 фельдшерских пунктов, которые обслуживают 400 медицинских работников, в том числе 90 врачей. В прошлом на одного врача приходилось 12600 жителей, а в сельской местности – 24300 чел.
Климат района континентальный, свойственный всему Забайкалью. Крайне неравномерно выпадают атмосферные осадки, холодная продолжительная зима, короткое и относительно теплое лето, сухой воздух, небольшая облачность. Гололед бывает редко. Но вот редкость – шел дождь 13 ноября 1990 года, а затем сильный гололед. В бассейне реки Онон наблюдаются зимой наледи, волучивания, вечная мерзлота. Зимой снежный покров тонок, более глубок он в межгорных впадинах. Климат района положительно влияет на организм человека. Положительно влияет даже местный воздух, если он не загрязнен дымом, пылью.
Советская власть в Оловяннинском районе установилась в конце 1917 года. Первым председателем Совета был выбран Коробейников Илья Иванович. Родился он в 1866 году в с. Усть-Улятуй. Во время первой русской революции он сблизился с революционерами Читы I, в Оловянную приехал в 1913 году, работал на железной дороге. Во время первого нашествия семеновских банд в начале 1918 года, был расстрелян без суда и следствия. Одна из улиц районного центра носит его имя.
У Оловянной героическое прошлое. Здесь побывали, освобождая станцию от белогвардейцев, интервентов, Сергей Лазо, командующий Забайкальским фронтом в 1918 году, Макар Якимов, Я.П. Жигалин, Я.Н. Коротаев, Ф. Балябин, Ф. Погодаев, писатель-автор «Молодой гвардии» А. Фадеев и многие другие герои гражданской войны. Некоторые улицы названы их именами.
Три раза отбивали Оловянную части Красной Армии, партизаны, бойцы НРА у семеновцев, пока наконец в октябре 1920 года навсегда установилась Советская власть.
Хозяйничая семеновских банд и японских интервентов, дорого обошлись трудящимся района. В борьбе с врагом наши лучшие сыны народа.
В крайне тяжелом положении оказалось народное хозяйство. Снизилась добыча оловянной руды, в тяжелом положении было сельское хозяйство.  Началось восстановление народного хозяйства. На станции Оловянная, на воскреснике по восстановлению железнодорожного моста через реку Онон и на расчистке путей в январе 1921 года трудились 417 рабочих и члены их семей. Авангардную роль во всех воскресниках играли коммунисты. В эти годы с 1924 года по 1925 года создавался Калангуйский плавикошпатовый комбинат, Белухинский вольфрамовый, велась разведка новых оловянных руд вблизи поселка, началось строительство рудника Букука/ c 1927 /. Здесь было открыто месторождение вольфрама: работал Оловяннинский рудник, обеспечивал страну – оловом.
Первые коллективные хозяйства создавались в Оловяннинском районе ещё в 1918 году. Были уже коммуны, сельхозартели. Ленинская идея коллективизации нашла горячих сторонников в лице людей, познавших крестьянскую нужду и прошедшие гражданскую войну. Так участник гражданской войны Федор Трифонович Сараев стал руководителем сельхозартели в с. Соктуй Оловяннинского района, а затем председателем колхоза в селе Долгокыча, первый орденоносец Оловяннинского района, Герой социалистического труда.
Большой вклад внесли оловяннинцы в депо победы над фашистской Германией. Многие сотни юношей, мужчин пошли добровольцами на фронт Великой Отечественной войны. В первый год войны из 29 членов райкома – 23 ушли на фронт, ушли на фронт десятки железнодорожников, а оставшиеся брали на себя двойные и более нормы выработки продукции, колхозы Оловяннинского района уже к августу 1941 года выполнили годовые поставки продуктов государству. Погибшим поставлены памятники. 8 героев социалистического труда в Оловянной. Кроме Ф.Т. Сараева это название получили в 1948 году: первый секретарь Оловяннинского райкома КПСС М.И. Каменев, И.ф. Литвинцев, бригадир колхоза им. Чапаева – с. Улятуй, И.Г. Попов – председатель райисполкома, Е.Е. Гурулёв, А.М. Ядрищенский, рабочие Оловяннинской М.Т.С. – за рекордный урожай пшеницы.
С 1929 г. по 1930 г. Оловяннинский район относился к Читинскому округу Дальневосточного края: с 1930 г. по 1937 г. наш район был Читинского округа Восточносибирского края и наконец: с 29.09.1937 года Оловяннинский район стал относиться к Читинской области. Дважды в истории района происходило укрупнение и разукрупнении. Первый раз Оловяннинский район объединялся с Борхинским районом, в феврале 1941 года разъединился – в 1945 году. Второй раз объединился с Ононским районом в 1962 году, разъединился в 1966 году.
Район богат сырьевыми ресурсами для производства строительных материалов: имеются кирпичные глины, карбонатные породы, используемые для обжига на известь, а также для получения щебенки, бута и флюсов.
Район имеет хорошо развитую транспортную связь, река Онон несудоходна. Оловянная связанна с другими населенными пунктами железной дорогой и автомобильными дорогами. Рядом железнодорожные станции: к западу – Степь, разъезды; к востоку: Ясная, Мирная, Бырка, Безречная, Хадабулак.
Большинство населенных пунктов Оловяннинского района представляет собой старые русские деревни с одноэтажной застройкой без благоустройства.
С планировочной стороны населенные пункты района не имеют архитектурно-планировочной системы и, как правило, расположены вдоль магистральных дорог по её обе стороны, создавая неудобство для жителей.
В состав района входят 4 поселковых и 16 сельских Советов народных депутатов. Из 61 тыс. человек населения 31 тысяча городского и 30 тысяч сельского.
Оловяннинский район – это индустриально – аграрный комплекс, объем производства продукции в промышленности в среднем составлял 62 млн. рублей. Ведущим отраслями промышленности в районе являются, как было сказано выше: Калангуйский ордена Трудового Красного Знамени плавикошпатовый комбинат, известковый завод, а также Алтагачанское рудоуправление, старательская артель «Гранит». На данных предприятиях добываются плавиковый шпат/флюорит, известь, танталовые руды, вольфрам. Флюорит используется в металлургии для выплавки высококачественной стали, в производстве сварочных электродов, в химической промышленности и медицине. Вольфрам и танталовые руды служат для получения различных сплавов, которые применяются в ракетостроении и самолетостроении, известь – для изготовления силикатного кирпича и в бытовых условиях. Машиностроительную промышленность представляет Забайкальский завод подъемно- транспортного оборудования, отметивший в 1987 году свое 25-летие. На заводе изготовляются подвесные электрические краны 4-видов, экспортные электрические краны и товары народного потребления: замки, вешалки, таганки, гаражи, ритуально-мемориальные изделия. В среднем за год заводом выпускается 8,5 тыс. кранов. Продукцией завода пользуются почти все регионы страны, кроме того она экспортируется в 54 страны мира: Италию, Францию, Бразилию, Китай, Монголию и т.д. От экспорта своей продукции завод получил в 1989 г. 128 тыс. рублей СКВ, на 1990 год планируется получить 350 тыс. СКВ.
Среди промышленных предприятий района – мясокомбинат, маслозавод, типография. Строительный комплекс района представляет: управление строительства Харанорской ГРЭС, межколхозная строительная организация, ремонтно-строительный участок, трест «Дауриястрой». Есть перспективы роста развития этих предприятий. Объем строительно-монтажных работ в среднем составляет 31, 6 млн. рублей, план 1990 г. – 38,3 млн. руб.
Среди организаций железнодорожного транспорта – подменный пункт, станция Оловянная, пункт технического осмотра, дистанция пути, дистанция гражданских сооружений, военизированная охрана.
Торговая сеть района представлена райпо, продснабом рудника Калангуй, ОРС НОД-5, Харанорским ОРС.
В районе 4 колхоза, 8 совхозов. Они производят молоко, мясо, зерно, шерсть, картофель, овощи. Есть молочно-товарные фермы, более 300 чабанских стоянок. Выращивается в районе пшеница и другие зерновые культуры.
Оловяннинский район один из крупнейших по производству и продаже продуктов животноводства: мяса, молока, шерсти. Среди животноводов два Героя Социалистического труда, чабаны: Данзов Б.Ц. и Немтаев А.. Еще раньше звание Героя социалистического труда было присвоено Колпакову Н.К. / с. Турга./
Дальнейшее развитие получило народное образование. В районе 22 средних, 3 восьмилетних, 4 начальных школы, 42 детских учреждения, 4 музыкальных школы, одно СПТУ. В школах района работает 836 учителей, 297 воспитателей. В их числе 7 заслуженных учителей РСФСР: Г.А. Кутузова / Мирная/, М.А. Пляскина, Н.М. Софронова/ Калангуй/, Г.А. Наддённая / Ононск/, В.М. Луговкина, В.П. Беломестнова, Т.Н. Бородина – Оловянная школа №235.
В районе широкая сеть очагов культуры: районный Дом культуры, 24 других домов культуры – в районе, 8 сельских клубов, 41 киноустановка. В районном центре – районная и детская библиотеки, 61 библиотека на местах, 8 краеведческих музеев. Недавно открылся краеведческий музей в с. Улятуй. Много труда затратил Яков Кузьмич Золотухин, чтобы открыть музей, который привлек большое количество посетителей не только с. Улятуй, но и всего района.
18.11.90г. Аверьянова Л.Н.
 
 
История Оловянной
 
В 1891 году по всей Сибири от Уральских гор до Тихого океана шла грандиозная работа. Тысячи крестьян и рабочих, съехались из центральных районов России, и местные жители строили Великую Сибирскую Магистраль. Это был титанический мир, подвиг русского народа. С апреля 1895 года начала строиться и Забайкальская железная дорога: с востока – от Сретенска; с запада – от Мысовой. Амурскую железную дорогу строить в это время отказались: неблагоприятные условия и технические трудности, встретившиеся при проектировании линии по северному побережью реки Амура. Для соединения Забайкальского железнодорожного участка с Уссурийской железной дорогой выдвинули вопрос о проведении железнодорожной линии от Забайкальска до Владивостока более южным и прямым путем через Маньчжурию.
Начавшиеся переговоры с китайским правительством о проведении железнодорожной магистрали через Маньчжурию окончились согласием китайского правительства и выдачи концессии на постройку и эксплуатацию Маньчжурской железной дороги.
Для сооружений и эксплуатации Китайской восточной железной дороги, договором заключенным 27 августа 1896 года между Императорским китайским правительством и Русско-Китайским банком было образовано акционерное общество. Для соединения Китайской восточной железной дороги с Забайкальской железной дорогой было намечено строительство соединительной железнодорожной ветки длиной 322 версты. В то время её называли Маньчжурской ветвью. Спешно были направлены отряды изыскателей для поисков трассы. Изыскания ещё не были закончены, но подготовительные работы развернулись на всей длине соединительной ветви.
Руководителем строительства был назначен инженер Г.В. Андрианов. Впоследствии его именем названа первая станция этого направления. Многие тысячи рабочих крестьян, казаков нашли здесь работу. Шло продолжение грандиозной работы взявшей начало на Урале. Рыли выемки, возводили насыпи, строили малые и большие мосты и все искусственные сооружения, и все это – для укладки рельсов. Начались подготовительные работы и на берегу реки Онон, там, где в него впадает небольшая речка Цоцол. Как пишет в своих работах Н.Л. Тяжелов: «Работы не прекращались даже в весеннюю распутицу. Строился кирпичный завод, печи для обжига извести, лесопилка, пристань для приема барж и сплавного леса. В каменоломне на «Уламе» готовили бутовый камень, возили на лошадях к месту строек. По льду Онона организовали завоз материалов с берегов Шилки. В низовьях Онона, обрабатывали облицовочный гранит для устоев моста. И все это делалось вручную, транспорт – ручная тачка да повозка с лошадью. С приходом весны наступили жаркие дни строительства, а лето 1898 года действительно оказалось жарким и засушливым. С проходом ледохода по Онону пошли плоты с лесом для стройки, на лошадях с пристани лес возили на лесопилку, где ручными пилами разделывали на нужный для стройки ассортимент и по сортам складывали для просушки. Как оттаяла земля – начали копать котлованы для корпуса и вспомогательных цехов паровозного депо, а также траншеи для канализации.
Заложили два дома барачного типа для жилья рабочих. На Ононе были поставлены деревянные пессоны, разработанные инженерами мостостроителями специально для ононского моста.
Росли опоры моста из камня и бетона, шла сборка ферм. День и ночь шла напряженная работа на всех объектах стройки. Этому помогала хорошая организация работы, в том числе подготовительная. Сотни и сотни подвод основали по стройке, подвозя материалы к объектам. Из каменоломни везли бутовый камень, с карьера – песок, с кирпичного завода – кирпич, известь – от напольных печей, пиломатериалы – от лесопилки. На стройке со своими подводами работали казаки и крестьяне, отбывая поденщину. В то же время для них это был заработок. Не было никакой техники, всюду ручной труд. Трудились от зари до зари, люди с тачками по набросанным доскам подвозили грунт к насыпям, и отвозили от выемок. Как и в других местах великой стройки было беззаконие и произвол, заставляли работать до изнеможения, давая высокую выработку.
Подрядчики действовали по принципу: «Заработал – получи деньги, а больше мы тебя не знаем». Люди ютились в землянках, не имея никаких удобств.
28 августа 1898 года были достроены и сданы под жилье два барака. В них заселили, как пишет Н.С. Тяжелов, двадцать семей и только тех, кто приехал сюда на постоянное место жительство для работы на железной дороге.
Эти два барака и являются началом образования поселка, точной датой отсчета времени рождения поселка.
Узнав историю, рядом со стройкой расположенного оловяннинского рудника «Первоначальный» к этому времени закрытого, где в 1813 году было добыто первое промышленное олово России, строители подали прошение в администрацию стройки о переименовании станции Онон - Китайский в станции Оловянная, чтобы отметить эти события, увековечить святое для истории Забайкалья место. Просьба была удовлетворена и станция была переименована. К концу 1899 года на станцию Оловянная пришли рельсы. Проектом на станции было заложено всего три пути. Пройдя ононский железнодорожный мост, стоявший к кружевах строительных левов рельсы ушли на юго-восток. С приходом рельсов в Оловянную пришел первый паровоз, своим гудком известя строителей, что на берега седого Онона пришла новая эра.
А вскоре освободилось от строительных лесов паровозное депо и взору строителей открылся красавец корпус с взметнувшимися водонапорными башнями. Было построено здание смазочного, аттракционные пути, поворотный круг. К середине лета 1900 года в депо уже насчитывалось сто человек рабочих и служащих. Среди паровозников депо, был кочегар Климентьев Николай Васильевич, который приехал сюда с семьей из Сибирской губернии, заложившей начало династии машинистов, которая продолжается и по ныне. Среди строителей-путейцев  работал Гамалей Трофим Иванович, приехал с Украины.
С начала 1900 года началась временная эксплуатация паровозного депо, а с середины лета Ононского железнодорожного моста.
Временная эксплуатация показала, что одного корпуса для ремонта и профилактики паровозов недостаточно и проект был подкорректирован. И в 1900 году был заложен второй корпус депо, строительство которого было закончено в 1905 году. После завершения строительства моста, депо, а также путевых работ на станции приступили к строительству жилого и административного фонда железнодорожного поселка. Первым объектом, который закончили строить в 1900 году, была церковь на 200 молящихся. Ее строили на средства, завещанные Е.И. Бернадаки из фонда имени императора Александра III «Для духовного воспитания православных», как писал Д.М. Головачев. И школа.
В 1904 году были построены вокзал, больница. «Больница обслуживала только железнодорожников. Двухклассная школа – площадью 100 квадратных сажень, ведут учебу два учителя. Обучение платное: 1 класс – 1% за ребенка, 2 класс – 2% за ребенка. Принимают детей только железнодорожников», пишет В. Солдатов.
В начале февраля оправился первый поезд по Маньчжурии ветви, который шел до Китайской границы с его проходом через Оловяннинский железнодорожный узел, узел был сдан во временную эксплуатацию, а 25 октября 1901 года Оловянная была принята, как и вся ветка в постоянную эксплуатацию.
Поселок при станции Оловянная начал образовываться в первый год строительства железной дороги, в  1898 году. В начальный период здесь в основном селились люди, работающие на линии железной дороги, те кто приехал сюда на постоянное место жительства строили землянки, плетеные мазанки, кто мог – небольшие избушки. Поселок начал строиться на землянках Нерчинского округа. Но законом 10 апреля 1899 года царь обязал Нерчинский округ передать Земли Восточного Забайкалья по Яблоневый хребет в ведение «кабинета его величества». Здесь, на месте нынешнего поселка, в то время были пашни и огороды крестьян села Ононское, которое возникло в 1813 году, как подсобное хозяйство оловяннинского рудника «Первоначальный».
Первые, кто селился, арендовали земли по цене 5 – 10 копеек за квадратную сажень.
Но в период «наплыва» народа плата возросла до 64 копеек за квадратную сажень, а некоторые участки земли сдавались по цене 1 руб. 30 копеек. Арендная плата за камень на фундамент дома достигла 3 рублей за кубометр, тальник для отопления стоил 60 копеек кубометр, аренда реки Онон для рыбной ловли – 25 рублей за год. В 1906 году поселок Цоцал, в то время он назывался ещё так, пишет Д.М. Головачев, насчитывает 184 дома, в которых проживало 336 семей, 1250 человек обоего пола.
Хорошее географическое расположение поселка, близость сел Улятуйской и Чинданской станиц, других сел, отсутствие поблизости больших городов сделало поселок бойким торговым центром для большого района, вызвало большой приток предприимчивого народа, что повлекло за собой строительство капитальных строений. По ведомости оценки строений поселка в 1907 году произведенных Д.М. Головачевым, стоимость строений оценена в 210 тысяч 164 рубля.
В 1907 году в поселке насчитывалось 25 торговых лавок, одна винная лавка монополии, одно заведение искусственных и минеральных вод, 4 столовых, 6 боень для скота, две бани, одна парикмахерская, две кузницы, нет школ, хотя в поселке больше ста детей школьного возраста, нет больницы, аптеки. К этому привела неразбериха, царившая в административном управлении. Поселок отошел к Ундинскому волостному управлению, но оно оказалось не в состоянии управлять им.
Проведенные исследования по линии Забайкальской железной дороги В. Солдатовым в 1910 году, ещё больше проливает свет на жизнь поселка при станции Оловянная. «Будущее поселка значительно, причины этому крупная железнодорожная станция, грузооборот которой растет. В 1908 году прибыло грузов 179 191 пудов, отправлено груза 80 217 пудов. В поселке уже имеется шерстомойка, мыловаренный, известковый, кирпичный заводы.
Вокруг большие богатства, это олово, вольфрам, медная руда, белый мрамор. В своем торговом развитии он и сейчас достиг много, превратился в «небольшой бойко городок».
В Оловянной к 1910 году возникли крупные торговые фирмы, имеющие большие магазины не только в поселке, но и в селах расположенных вокруг. Это магазины Бородина, Белокрылова, Кумаева. Покупкой сырья: шкур, шерсти, мяса занимается крупная фирма Акулова, оборот которой в 1910 году достиг 100 000 рублей. В Оловянную съезжается большое число бурят, казаков, крестьян для продажи скота, зерновых, овощей, пушнины. В тоже время они закупают производственные товары и лесоматериалы, производимые на лесопилке.
Общий оборот поселка достиг 265 129 рублей в год, тогда как в Чите I составляет всего 241 000 рублей. В 1910 году в поселке живет уже 2 260 человек, из которых 1 057 человек рабочие и служащие железной дороги.
Не остановила развитие поселка и первая мировая война, к 1917 году в поселке было 6 промышленных предприятий и мастерских, 3 пекарни, 4 столовых и ресторанов, 117 хозяйств занимались промыслом и хлебопашеством и огородничеством. Несколько семей занимались промыслом рыбы на Ононе. В поселке проживает 3 435 человек. После февральской революции была попытка изменить административный статус поселка, как пишет в своих работах Н.С. Тяжелов, приведя сокращенную выписку из газеты «Забайкальская новь» от 5 июня 1917 года «В июне главное управление местного хозяйства уведомило Забайкальского комиссара, что в ближайшем будущем последует постановление временного правительства (Керенского) о преобразовании в город «Онон». Но намеренья были не выполнены. 26 ноября 1925 года протоколом №6 был образован Оловяннинский район, а первый съезд Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов установил, что центром района будет поселок Оловянная.
Рожденная Великой Сибирской Магистралью Оловянная быстрыми темпами ширилась и разрасталась и тридцать лет ВЦИК 1929 году присвоил ей статус «Рабочий поселок городского типа».
19 октября 1997 года
п. Оловянная, Яков Золотухин.
 
 
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:

Поиск

Календарь

Курс валют

Друзья сайта
  • МБУК "Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека"

  • Министерство культуры Забайкальского края

  • ЗКУН Библиотека им. А.С. Пушкина

  • Погода


    © 2017 | Краеведческий информационный портал «Всему начало здесь - в родном краю».

    Конструктор сайтов - uCoz
    Рейтинг@Mail.ru