•                      
  •      
    
  
    В Забайкалье  есть  обычай:
    Если  только  ты  поэт,
    То  поедешь  в  Долгокычу-
    Выйдешь  в  люди, выйдешь  в  свет…
Это  четверостишие  гуляло  раньше  среди  известных  поэтов,  и  не зря.
     Меж гор, в глубокой пади, раскинулось село Долгокыча. Прекрасная природа: сопки,  усыпанные  по   весне  багульником  и  ургуем, густые смешанные  леса, а  воздух,  если бы  вы  знали,  какой  здесь  воздух! И  ведь  не  зря  поэты  вдохновлялись  и  писали  о нашем  селе стихи  и  песни, они по достоинству оценили и полюбили окружающее великолепие.
     Время  шло,   стирало  в  памяти  у  людей  воспоминания  о  былом,  и  приезжать  перестали,  и  писать  перестали,  но  это  не  значит,  что  история  умерла. Живут здесь  люди  те, что  помнят  историю и   передают  её  наследие детям,  внукам,  правнукам.
     К 95 - летию со дня образования,   хочется  вспомнить  страницы  истории  села  Долгокыча   и оживить  их    в  памяти  людской.
     Со всех сторон Долгокычу окружают сопки: на севере неуклюжая Большаковская, на востоке круглая, как юрта - Листвяная, на юге острая, пирамидальная - Замцаруниха, на западе – Крестовая.
     Долгокыча - старинное забайкальское село. Своей историей образования уходит далеко в глубину веков. Первый поселенец, который основал наше село, был Марк Васильевич Большаков, родом с берегов Волги, участник Пугачевского восстания. После разгрома восстания Марк Васильевич,  не  дожидаясь ареста, забрал  своего  тринадцатилетнего сына   и  подался  с  ним  в  бега,  да  так  пешком  и  ушёл  за  Байкал. Сначала  он поселился  в  Бурулятуе,  затем  как-то набрёл  на  падь  одну.  Место показалось  ему  благодатным,  ласковым,  за  ветрами  стоит. И  речка,  и  лес, и  пастбище,  и  земля  для  посевов. Всё это  и  приглянулось  Марку  Васильевичу. Срубил  он  себе около  ключа  на  обрывчике зимовьё  и  сказал  так: «Гора  эта  пусть  будет  Большаковской, а  падь, так  как  мы  долго  сюда  кычали,  пусть  зовётся  Долгокычей». Вот  отсюда   село  наше, Долгокыча,  и  пошло.
     Шло время, и  на том месте, где отец и сын Большаковы срубили первое зимовье, выросла деревня, состоявшая из  двух улиц.
     По обе стороны улицы располагались дома, дворы для скота, огороды. Дома огораживали тесовыми заборами, скотные дворы – просто длинными жердями. Избы ставились пятистенные из крепкого кондового леса – толстенных бревен, обычно лиственных. Крыши крыли подскальником (молодая двухгодичная лиственница) и берестой. Дома богатых людей крылись тесом или железом, карнизы, наличники украшались затейливой резьбой.
     В девятнадцатом столетии и до двадцатых годов двадцатого столетия в селе велась родовая книга, хранителями ее были старики – самые уважаемые из них. Основы Долгокычи составляют фамилии Большаковых, Костроминых, Медведевых. Фамилия Большаковых самая многочисленная и свое начало она ведет от Марка Большакова.
     О жизни села в период с начала XIX века и до начала XX столетия сохранилось мало сведений. Известно лишь то, что природные условия села были благоприятными для земледелия, животноводства, охоты и других промыслов, деревня росла, народ здесь оседал хороший.
     В 1909 году была открыта трехклассная школа, до революции действовала церковь.
     История села неразрывно связана с историей  страны. В 1925 году по инициативе крестьянской бедноты в селе  образовалось товарищество по совместной обработке земли, которое через год было преобразовано в колхоз имени И.В. Сталина.     
     Первым председателем колхоза был Литвинцев Киприян Афанасьевич. После него колхоз возглавил Федор Трифонович Сараев, руководивший  более тридцати лет. Сколько трудностей нужно было преодолеть первому активу колхоза, но, не смотря ни на что,  он  рос, укреплялся и вырос до одного из крупнейших передовых хозяйств Читинской области. Это, конечно же,  дало новые перспективы для развития села.
     В тридцатые годы в селе была организована племенная ферма крупного рогатого скота мясомолочного направления. Был фельдшерский пункт,  которым заведовал Иван Еферьевич Эпов, по инициативе которого в 1940 году фельдшерский пункт был реорганизован в первую в Забайкалье колхозную больницу. На ее базе   во время Великой Отечественной войны был создан санаторий для детей фронтовиков.
     В 1945 году был заложен общественный парк.  Высадкой  деревьев  руководили  председатель  колхоза Фёдор  Трифонович  Сараев  и  Михаил  Харин. В  парке  располагалась  танцлощадка. В  1965  году  к  двадцатилетию Победы  в  Великой Отечественной войне, по  инициативе участников  войны  и  на  их  средства,  был  установлен  памятник  Памяти  погибших  односельчан в Великой Отечественной войне. У  памятника  и сегодня проходят  митинги,    собираются  все  жители села,  чтобы  почтить  память  погибших на фронтах.
     1949 году село электрифицировано и радиофицировано. Работали механическая мастерская, клуб с духовым оркестром, библиотека, 7-летняя школа, больница с рентген - кабинетом.
     Год 1953. В селе имеется средняя школа с интернатом, клуб со зрителями на 300 мест и стационарной киноустановкой, книжный магазин, больница с родильным отделением. При клубе работают кружки художественной самодеятельности: драматический, хоровой и музыкальный.
     В 1940 – 1950 гг. Долгокычу посещают  известные писатели: Б. Костюковский, А. Твардовский, В. Никонов, Н. Ященко,  из  - под пера  которых вышли книги о Долгокыче. Александр Твардовский  говорил, что «Хозяйство это – клад для писателя, который бы там, на время, поселился и со знанием разобрался в этой жизни...».  Твардовский был тепло  встречен жителями села,  прочитал им «Страну Муравию» и главы из «Василия Теркина». Борис  Костюковский написал трилогию, в которую вошли повести «Дорога к солнцу», «Поездка к солнцу», «Куда прячется солнце». Василий Никонов написал  «Стихи  о Долгокыче» и очерки «Воин землепашец», «Коммунист», о председателе колхоза Ф.Т. Сараеве.  Николай Ященко, посетив село, написал очерк «Колхозная Долгокыча», который вышел в сборнике «Солдаты семилетки». Герои очерка простые колхозники: доярки, механизаторы, пчеловоды.
     В 1959 году в Долгокыче открылся «Университет культуры», руководителем которого  была Калинина (Молчанова) Раиса Филаретовна. На занятиях проходили встречи с писателями, знакомились с творчеством художников и т.д.
     В 1960-1980 годах  в Долгокыче ведется активное строительство. За это время было построено 29 жилых домов, автогараж, ремонтная мастерская, стригальный пункт, ГСМ, столярные мастерские, двухэтажный ясли - сад «Березка» на 90 мест, новое здание сельского совета, Дом культуры, новое здание для отделения связи.
     Но не  всегда всё  было хорошо. Пришли  трудные  времена, 90-е годы, годы разрухи  для  страны, и  наше  село  не  стало  исключением. Пришёл  развал  сельскому  хозяйству,  перестали  засеивать  поля зерновыми  культурами, закрылись животноводческие  фермы, в том  числе  и  в  селе Ключевая,  где находилась  масштабная  молочная ферма. Пришли  в  упадок овцеводческие  отары. Закрыли  магазины. Были  потери  социально-значимых  объектов. В результате  пожаров  уничтожены  здания: колхозной  конторы, отделения  связи, ФАП. Развалилось  старое здание  школы  и  клуба.
     Но  время  не  стоит  на  месте,  и  жизнь  продолжается. Страна  начала  понемногу   выходить  из   хаоса.
     В 1996 году  на  пост  главы  администрации  сельского  поселения,  заступил  Анатолий  Иванович Жданов. Трудные  были  времена, но, когда  хороший  хозяин,  тогда  и  дело  спорится. Жизнь  тронулась  с  мёртвой  точки. В селе  начали  происходить  перемены  к  лучшему.
     В 2002  году был  сдан в эксплуатацию новый  сельский  дом  культуры.
     В  2004  году  построили  новую  среднюю школу.
   Построена  водокачка на  улице  Эпова,   проведён  водопровод  для  жителей  села. ФАП  и  библиотека  переехали  в  новые  отремонтированные  здания. Начали  функционировать  частные  магазины.
    Культурную жизнь  села  заполнили  работники  СДК и библиотеки. Под  руководством  В.Е. Кашириной  в  селе  проводились массовые  развлекательные  мероприятия, маёвки  и  множество других культурно - досуговых  мероприятий.
     Широко отмечалось     220  - летие села, на  празднование   были  приглашены  гости  со  всего  района. Устраивались  конные  скачки, в   концертной  программе  приняли  участие  коллективы художественной  самодеятельности  Оловяннинского района.
     В  настоящее  время  жизнь  села  продолжается. В селе работают такие учреждения, как школа, в которой обучаются 168 учеников. Новое здание школы сдано в эксплуатацию 1 сентября 2004  года. Для самых маленьких долгокычинцев (100 детей в возрасте до 7 лет) работает детский сад. В 2002 году построен новый сельский клуб. Для достойной жизни сельчан также функционируют фельдшерский пункт, почта, библиотека, ООО «Долгокыча», 3 магазина. Незанятое трудоспособное население трудится на своем подсобном хозяйстве.
     Богата история нашего села, а главное его  достояние — это люди, которые жили и работали на благо своей малой родины. В Долгокыче два Героя Социалистического Труда, 10 колхозников награждены Орденом Ленина за вклад в развитие сельского хозяйства. Это Большаков Иван Якимович, Сараев Федор Трифонович, Лазаренко Сергей Алексеевич, Костромин Павел Антонович, Данзанов Бадма Цыренович, Тыртышный Дмитрий Андреевич Немтаев Арсен, Большаков Пантелеймон Прокопьевич.    Мы должны помнить  и гордиться этими людьми, посвятившим  свою жизнь развитию и благоустройству села.    
     Большое  место в истории села занимает Шилова Нэлли Прокопьевна, которая на протяжении 25 лет была председателем  Долгокычинского сельского Совета и внесла огромный вклад в развитие нашего села.         Ещё  одной из ярких личностей с.Долгокыча является Калинина Раиса Филаретовна,  талантливый организатор, педагог по призванию.  Более полувека Раиса Филаретовна отдала своей родной школе и селу. Благодаря  ей   была построена новая школа. За многолетний и добросовестный труд Раиса Филаретовна неоднократно награждалась грамотами, имеет звание «Заслуженный  работник образования Читинской области», «Отличник народного образования РФ».
      Жители  гордятся  и любят свое село, посвящают ему стихи. Любовь к  родному уголку хранят в своем сердце:
                                Среди тайги, степей и сопок
                                Стоит, живет деревня одиноко.
                                По Забайкалью много дивных мест,
                                Но краше нашей Долгокычи нет.