Вход на сайт

E-mail:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 109

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 02 Мар 2024, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Краеведческий портал «Всему начало здесь – в родном краю!»
Главная | Регистрация | Вход
Церкви поселений нынешнего Оловяннинского района, построенные до революции 1917г.


В государственном архиве Забайкальского края, в фонде 282, опись 1, дело 48, лист 562 сообщается, что что 15 января бывшие из нерчинских крестьян посельщики деревни Шивиинской и Балтийского порта ( Рогервик) посельщики  и военнопосельщики деревни Бурулятуйской, ясашные деревни Шундуинской и с казаков посельщики деревни Долгокыченской вознамерились построить в Шивиинской деревни церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы и с этой целью написали донесение епископу Нерчинскому Михаилу. Эта самая первая старая деревянная церковь на территории нынешнего Оловяннинского района была построена в 1787 году в районе сел Шивия и Турга, которые впоследствии слились  в одно село Турга,  и называлась она Шивиинская Знаменская церковь. Она была освящена 9 апреля 1787года епископом Нерчинским Михаилом и 4 раза горела, но заново отстраивалась. Ее первым священником был Козьма Писарев. Об этом сообщает « Памятная книжка Забайкальской области» за 1897г.
Второй церковью была Улятуйская Во имя Казанской Божьей матери.
Иркутские Епархиальные ведомости» №2 за 1864г. сообщают, что прихожанам Улятуя разрешено устроить молитвенный дом в уступленном батальонном начальством здании. «Иркутские Епархиальные ведомости» №2 за 1864 год называют строителем церкви в Улятуе казака Андрея Сенотрусова. 
« Иркутские Епархиальные ведомости» №19 за 1866г. сообщают, что согласно приговору Улятуйских прихожан 23 апреля утверждены сборщики доброхотных подаяний: казак Гавриил Романов Сенотрусов и ясачный Николай Дорофеев Филиппов, которым выдана сборная книга.
«Иркутские Епархиальные ведомости» №19 за 1866г. сообщают, что при Улятуйской Казанской церкви открыто приходское попечительство. Избраны: командир 8 батальона старшина Федор Иванович Миллер, а членами казак с. Улятуй Кирилл Николаевич Гурулев,  с. Бурулятуй урядник Иван Афанасьевич Веретельников,  с. Камкай казак Константин Филиппович Сараев,  с. Нижний Шаранай казак Алексей Захарович Рогалев и с. Харабульчирского ( Хара – Бырка) ясачный Николай Иванович Писарев. Попечительство объявило не пить вино во Святую четырехдесятницу, а кабаку (он один) вносить в попечительства 20 руб. в год.
В этом же номере Благочинному с. Улятуевского Казанской церкви священнику Алексею Прозоровскому объявить благодарность Его Преосвященства со внесением в послужной список.
В «Памятной книжке Забайкальской области» за 1897г. указана дата постройки Улятуйской Казанской деревянной церкви с колокольней 1864г., священником ее был Василий Яковлевич Писарев.  Портрет этого священника подарил Оловяннинскому историко – краеведческому музею краевед из Улан – Цацыка Номоконов Александр Андреевич.
«Забайкальские Епархиальные ведомости»№2 за 1900г. сообщили, что Улятуевская Казанская церковь, священник Василий Яковлевич Писарев, относилась к 5 благочинному округу протоиерея Сумеона Стукова
В «Памятной книжке Забайкальской области» за 1897г указана дата образования миссионерского Петропавловского стана в 1866г. в с. Ононск  (на карте 1916г. ученого геолога  Михаила Михайловича Тетяева (11.091882-11.10.1956) с.Оловянный рудник), священник Георгий Писарев, псаломщик Федор Николаевич Шастин . В 1906 году в Чите проходил съезд священников миссионерских церквей и там названа дата постройки в с. Оловянный рудник миссионерской Петропавловской церкви -1901г. В 1913г. ему был присвоен сан протоиерея.  В Памятной книжке Забайкальской области за 1871г. сообщается, что священник  Алексей Малков Миссионерской Петропавловской церкви (в то время это еще стан) при Оловянном руднике награжден надбедренником, камилавкою, бронзовым и серебропозлащенным  наперсным крестом.
В Забайкальских Епархиальных ведомостях №17 за 1900г. сообщается, что в новостроющуюся Шундуинскую Николаевскую церковь инородцами: Константином Ивановым Пакуловым, Ефимием  Филиновым Барановым, Дмитрием Никодимовым Кабаковым, Алексеем Константиновым Пакуловым пожертвованы металлические под золото хоругви ценою 170 руб, за что им объявлена благодарность. Следовательно, дата постройки Шундуинской Николаевской церкви 1900г.
Забайкальские Епархиальные ведомости за  1905г №1-2 сообщают, что учителю ж.д. школы ст. Оловянная Якову Борисовичу Нодельману объявляется благодарность за пожертвование в Шундуинскую Николаевскую церковь ризы малинового манчестера, стоимостью 25 рублей. Благодарность объявляется Шундуинскому писарю Петру Ивановичу Баранову за пожертвование требного евангелия стоимостью 20 рублей и всему Шундуинскому обществу за посадку сада (до 150 разных деревьев) в ограде Шундуинского храма. К Шивиинской Знаменской церкви были приписаны:
 Долгокыченская Вознесенская деревянная 1888 г. постройки церковь и Соктуевская Ильинская 1875г. постройки деревянная церковь.
В Забайкальских Епархиальных ведомостях за 1905г. №3-4 сообщается, что вдове священника Тургинской Знаменской церкви Елене Литвинцевой назначено единовременное пособие в 300 руб. с получением оного из Нерчинского казначейства. В то время эта церковь относилась к Акшинскому округу.
Шаранайская Николаевская деревянная церковь постройки 1885г. приписана к Улятуевской церкви Казанской Божьей матери.
В документах государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), ф 282 за 1883г. есть прошение купца  В. Першина из с. Караксар о разрешении постройки Караксарской миссионерской церкви. В Забайкальских Епархиальных ведомостях за 1905г. №19 стр. 111 говорится, что причт Ундинской Покровской церкви просит сообщить, что Нерчинский мещанин Василий Васильевич Першин, вдова мещанка Афанасия Илариева Першина и вдова инородца Татьяна Ивановна Кибирева во вновь построенную Николаевскую Караксарскую церковь пожертвовали 1 колокол весом 1 пуд 24 фунта, стоящий 35 руб., две иконы к царским вратам в серебряных ризах под золотом, стоящие 20 руб., пару суконных хоругвий с отделкой, стоящие 50 рублей. Следовательно, Караксарская Николаевская церковь, развалины которой до сих пор стоят в Караксаре, построена в 1905г.
В Забайкальских Епархиальных ведомостях за 1902 №4 сообщается, что епископ Читинский и Нерчинский Мефодий, освятил 23 января 1902г. железнодорожный Сергиево – Елизаветинский храм в Оловянной.
Забайкальские Епархиальные ведомости №5 за 1902г. сообщают, что священник Оловяннинской Сергиево – Елизаветинской церкви Алексей Корнаков выбран духовником 25 благочинного округа. В Забайкальских Епархиальных ведомостях за 1909г. сообщается, что в Хара- Бырке работает Михайло – Архангельская приписная церковь 24 благочинного округа. В районе Нижнего Шараная стоит небольшая деревянная часовня. На карте Секретной Нерчинской экспедиции 1753 года она обозначена крестом, в настоящее время она восстановлена и называется приходом «Во имя Николая Угодника»

Таким образом, на территории  нашего района до революции действовали 10 церквей и Нижне – Шаранайская часовня.  Все церкви были ликвидированы советской властью в 1930-ые годы.
Литература;
1.Иркутские епархиальные ведомости: №2 за1865г, №19 за1866г, №17 за 1900г.
2.Памятные книжки Забайкальской области за 1871г., 1897г.
3.Забайкальские епархиальные ведомости №2 за1900г, №1-2, №3-4, №19 за 1905г., №12 за 1909г.
4.ГЗАК ф.282, прошение  Караксарского купца В. Першина за 1883г.
19.03.2019г.           Составила научный сотрудник Оловяннинского историко – краеведческого музея им. Я.К.Золотухина МАУ «Оловяннинский центр культуры»   Л.С. Юровникова

 

© 2024 | Краеведческий информационный портал «Всему начало здесь - в родном краю».